Дорогой брат, спасибо тебе за статью о дружбе Руфи и Ноемини. Но никак не даёт покоя одна вещь. Ты написал, что Вооз родился в 1440 году до н. э. (тогда как Иерихон был разрушен и Раав спаслась в 1473 г. до н. э.), а в год встречи Вооза с Руфью ему было около 110 лет. Я всё перерыл, но не нашёл, откуда взялась эта цифра и вообще хронология из этой статьи. Мог бы ты подсказать материал для исследования? Меня очень интересует эта хронология событий. Заранее благодарен.
– Эдуард, г. Нижний Тагил.Прислано 19.12.2015
Ответ автора:
Надо признать, что в Библии этот вопрос напрямую не освещается, поэтому совершенно точного ответа получить мы пока не можем. Единственный намёк на возраст Вооза в Библии – это то, что он уже не был «молодым» по сравнению с Руфью (Руфь 3:10).
Тем не менее, сопоставляя библейские события с известными датами, можно составить примерную хронологию книги Руфь и оценить возраст Вооза.
Первая отправная дата, которая нам известна, – это приход двух израильских разведчиков в Иерихон, где жила Раав, мать Вооза. Это случилось в 1473 году до н. э. («Сторожевая башня», выпуск от 15.12.93, стр. 22).
Другая известная дата – это год рождения царя Давида, потомка Вооза и Руфи. По библейской хронологии, Давид родился в 1107 году до н. э. («Сторожевая башня», выпуск от 01.10.05, стр. 10).
Между этими двумя датами, согласно Матфея 1:5–6, произошло следующее:
· У Салмона от Раав родился Вооз;
· У Вооза от Руфи родился Овид;
· У Овида родился Иессей;
· У Иессея родился Давид.
Из имеющихся дат видно, что эти четыре поколения сменили друг друга в течение 366 лет (с 1473 по 1107 годы). Такой большой срок даёт явные основания полагать, что все участники этих событий рождали детей в очень позднем возрасте.
Какова самая поздняя дата, когда мог родиться Вооз?
В 1473 году, когда разведчики пришли к Раав, она была «проституткой» (Иисус Навин 2:1). Это означает, что ей было, предположим, не менее 17 лет (Иерихон был языческим городом, и от его жителей вполне можно было ожидать и такого). В пользу того, что Раав не была слишком взрослой, говорит то, что в тот момент были живы её отец и мать, а сама она не имела детей (Иисус Навин 2:13), а также то, что она была жива спустя примерно 23 года, когда было завершено написание книги Иисус Навин (Иисус Навин 6:25).
Физиологически детородный возраст женщины заканчивается примерно в 50 лет (в 90 лет, как мы знаем из Библии, женщины не рожали уже во дни Авраама). Отсюда следует, что родить Вооза она могла самое позднее спустя 33 года после прихода разведчиков в Иерихон, то есть в 1440 году до н. э.
Если это так, то с того момента остаётся 333 года (с 1440 до 1107 г. до н. э.), чтобы у Вооза родился Овид, у Овида – Иессей, а у Иессея – Давид. Таком образом, каждый из них рождал потомка в среднем в возрасте 111 лет. В принципе это возможно, поскольку физиологически мужчина может сохранить способность иметь детей на протяжении всей жизни (в наши дни известен случай рождения ребёнка отцом в 96 лет). Продолжительность жизни в те годы также ещё могла быть достаточно большой, примерно на этом же уровне (для сравнения, Аарон прожил 123 года, Моисей – 120 лет, Иисус Навин – 110 лет).
Мог ли Вооз родиться позже 1440 года до н. э.? Да, если предположить, что Раав в дни прихода разведчиков была ещё моложе (скажем, не 17, а 13 лет) или если она родила Вооза в ещё более позднем возрасте (например, не в 50, а в 56 лет). Объединяя эти два фактора, можем предположить, что Вооз родился не в 1440, а в 1430 году. Однако и то, и другое предположение представляется довольно маловероятным.
Мог ли Вооз родиться раньше 1440 года до н. э.?. Да, если предположить, что Вооз, Овид и Иессей становились отцами в ещё более позднем возрасте. В этой статье не утверждается, что каждый из этих мужчин стал отцом ровно в 111 лет, а говорится, что на три поколения ушло минимум 333 года. Если кто-то из них стал отцом в более раннем возрасте, чем 111 лет, это означало бы, что другие произвели детей в возрасте ещё более позднем. Но предполагать такое можно только с очень большой осторожностью.
Например, про Иессея, отца Давида, говорится, что «в дни Саула этот человек был уже стар» (1 Самуила 17:12). Иессей был ещё жив в дни, когда Давид сражался с Голиафом (1 Самуила 17:17) и даже в дни, когда Саул преследовал Давида (1 Самуила 22:3, 4). Учитывая среднюю продолжительность жизни в те дни, вряд ли можно предполагать, что Иессей родил Давида намного позже 111 лет.
В крайнем случае, мы можем допустить, что Вооз родился раньше 1440 года максимум на 1–2 десятилетия, и тогда при вступлении в брак с Руфью он был, скорее всего, ещё старше.
Таким образом, рождение Вооза в 1440 году и его брак с Руфью в возрасте около 110 лет (в 1330 году до н. э.) представляются наиболее точными с погрешностью не более чем в несколько лет.
Значение сказанного. Как известно, Руфь и её свекровь Ноеминь обе были вдовами и обе не имели наследников. Согласно израильским законам, вдова, не имевшая детей, должна была выйти замуж за ближайшего родственника своего покойного мужа, чтобы таким образом восстановить ему наследственную линию. Такое устройство называлось левиратным браком (Второзаконие 25:5–10). Сама Ноеминь уже была слишком стара для этого, поэтому за их общего родственника – Вооза – вышла замуж Руфь. Этим она сохраняла наследственную линию не только своего покойного мужа, но и Ноемини.
Выйти замуж за человека такого возраста, как Вооз, заведомо означало для Руфи в скором времени снова остаться вдовой с маленьким ребёнком на руках и, скорее всего, оставаться ей уже до самой смерти. Поэтому такой поступок Руфи был явным выражением послушания Богу и доверия ему, а также любящей доброты по отношению к Ноемини. Руфь не искала личной выгоды несмотря на тяжёлые материальные условия, в которых она находилась. Из книги Руфь мы знаем, что такой настрой Руфи был вознаграждён Богом так, что она даже стала прародительницей Иисуса Христа.
Её пример побуждает и нас проявлять доверие и послушание Богу в любых обстоятельствах, даже если с человеческой точки зрения это может казаться неразумным.
Вам понравилась страница?
Поделитесь ей с Вашими друзьями: