Содержание   Блог   Вопросы читателей   Индексы   Видео

   Список тем   Об авторе   Контакты   Отклики

 

Религия и наука

Кто лишил Адама
совершенства? >>

Где находились воды
Всемирного потопа? >>

Были ли дожди и радуга
до Всемирного потопа? >>

О продолжительности жизни и близкородственных связях в книге Бытие >>

Примеры научных фактов
в Библии >>

Второе начало термодинамики и вопросы сотворения >>

Какой перевод Нового Завета лучше? >>

Религия и общество

Что говорят специалисты о Свидетелях Иеговы >>

Насколько православна православная Россия? >>

Альтернативная служба в РФ: вехи становления >>

Информационные разделы

Научно-популярный блог >>

Вопросы читателей >>

Индексы web-страниц >>

Видеоколлекция >>

Для души

Христианская поэзия >>

Статьи на сайте-спутнике

Что такое дружба? >>

Дружба в Библии >>

Энциклопедия дружбы между мужчиной и женщиной >>

 

 

 

 

РЕЛИГИЯ И НАУКА

КТО ЛИШИЛ АДАМА СОВЕРШЕНСТВА?

Создав Адама в земном раю, Бог сказал ему о дереве познания добра и зла: «В день, в который съешь с него, непременно умрёшь» (Бытие 2:17). Как известно, в день, когда Адам нарушил эту заповедь, он не умер буквально: в тот день он был осуждён Богом и умер в его глазах. Буквальная смерть постигла его позже, спустя столетия. Однако в день согрешения произошло ещё кое-что: Адам потерял своё совершенство.

В чём вопрос? Понятно, что потеря Адамом совершенства была его собственной виной, а не виной Бога. Так же понятно, что его старение и смерть были исполнением Божьего приговора. Однако в повествовании книги Бытие не сказано прямо следующее: внёс ли Бог в тот день какие-либо целенаправленные изменения в организм согрешившего Адама или же Адам лишился совершенства сам?

Важно ли это знать? «Какая разница?» – могут спросить некоторые. – «Разве не главное то, что это было наказанием от Бога?». Да, это главное. Однако понимание того, как именно Бог исполнил приговор, во-первых, влияет на наши представления о нём, а, во-вторых, может существенно влиять и на понимание (или на непонимание!) нами других библейских учений. Поэтому ответ на этот вопрос намного важнее, чем может показаться на первый взгляд.

Даже среди многих искренне верующих людей по этому поводу существуют и недопонимания, и даже явные заблуждения, из-за чего ответ на этот вопрос для некоторых может быть несколько неожиданным. Тем, не менее, получить его стоит.

 

СОДЕРЖАНИЕ

·  Что такое совершенство и что такое грех >>

·  Как гены Адама потеряли совершенство >>

·  Физико-биологическая сторона вопроса >>

·  Почему важно знать точный ответ на этот вопрос >>

·  Комментарии >>

ЧТО ТАКОЕ СОВЕРШЕНСТВО И ЧТО ТАКОЕ ГРЕХ

Давайте сначала разберёмся, что именно мы получили в наследство от Адама. Библия ясно учит, что в нас прописан грех. Об этом говорили пророки как Ветхого Завета, так и Нового:
·  «Вот, в беззаконии я был рождён в муках, и в грехе зачала меня мать» (Псалом 51:5 [50:7])
·  «Нет на земле праведного человека, который бы делал только добро и не грешил» (Экклезиаст 7:20)
·  «Как иудеи, так и греки – все под грехом... Все согрешили и лишены славы Бога» (Римлянам 3:9, 23)
·  «Если мы утверждаем: "Мы без греха", то вводим себя в заблуждение и истины нет в нас» (1 Иоанна 1:8)

Что такое грех и чем он отличается от совершенства?

Грех как понятие определяется следующим образом. «В еврейском и греческом языках слово, которое переведено в Библии словом "грех", буквально означает "непопадание в цель". Бог сам определяет цель, которой должны достичь его разумные создания. Непопадание в эту цель – это грех... Все качества, нормы и пути Бога, а также его воля святы, и все, что им противоречит, – это грех...» («Рассуждение с помощью Писаний», стр. 118).

Чаще всего слово «грех» применяют к плохим поступкам, однако из определения видно, что это понятие имеет более широкий смысл. «Нормы» и «воля» Бога касаются не только поступков, но и того, каким должен быть человек вообще, и если его поступки, качества и даже физическое устройство противоречат нормам Бога, это – грех. Поэтому, хотя новорожденный ребёнок ещё не может совершить никакого осознанного поступка, а, согласно Библии, он уже грешен, то можно сказать, что даже он не соответствует нормам Бога.

Совершенство в разных словарях определяется по-разному, например: «Идеал, ... то, что свободно от всяких недостатков, всякого ущерба; воплощение этого идеала, образа в чьей-нибудь личности» (Толковый словарь русского языка Ушакова); «Человек, предмет, наделенный всеми достоинствами, свободный от недостатков» (Малый академический словарь); «Полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества» (Толковый словарь Ожегова). В целом его можно определить как отсутствие изъянов или полное соответствие идеалу (в отношении человека – тому, каким он должен был быть по замыслу Бога).

Таким образом, сравнивая эти два понятия, можно сказать, что грешный человек отличается от совершенного наличием изъянов, из-за которых он перестаёт соответствовать первоначальному замыслу Бога.

 

Каждому человеку такой грех (изъяны) передают по наследству его родители, которые сами имеют эти изъяны. Однако современная наука выяснила, что практически всё, что мы получаем в наследство от своих родителей и затем передаём своим детям, передаётся через гены, содержащиеся в ДНК. (Существуют, правда, некоторые болезни, не связанные с генами, которые также могут передаваться по наследству, но это особые случаи.) Поэтому когда говорится, что мы унаследовали грех, главным образом подразумевается, что мы унаследовали изъяны в генах.

Надо понимать, что ДНК кодирует не только устройство нашего организма, но и все наши способности. Способность любить, думать, осознанно поклоняться Богу, принимать решения, быть справедливым и мудрым, даже темперамент человека – всё это прописано в генах. Разовьёт ли человек эти качества или будет развивать противоположные им – это другой вопрос, однако в генах прописана именно способность делать и то, и другое. Это можно сравнить с тем, как электрическая схема определяет не только устройство, но и возможности радиоприёмника, который будет по ней собран (скажем, на каких частотах он сможет принимать программы или с какой громкостью их можно будет слушать), но совершенно не определяет, будут ли пользоваться всеми этими его возможностями или нет. И если в эту схему внести ошибки, то пострадает не только устройство или внешний вид будущего радиоприёмника, но и его возможности.

Точно так же грех, или изъяны в генах, поражает не только физиологическое устройство организма, но и все способности и наклонности человека. Один журнал пишет: «Несовершенство, как всем нам известно, затрагивает каждую грань человеческой жизни, в том числе функции разума и организма» («Пробудитесь!», выпуск от 22.06.98, стр. 8). Итак, что же мы пожинаем благодаря изъянам, или греху, в наших генах?

·  Болезни. Поскольку от несовершенства в генах страдает наше физиологическое устройство, в том числе и иммунная система, мы можем иметь болезни – как врождённые, так и приобретённые.
·  Склонность к ошибкам. Такие стихи Библии, как Римлянам 7:13–25 или Иакова 3:2 показывают, что совершенный человек может не грешить совсем, а несовершенный (грешный) человек не может совсем не грешить, как бы он ни старался. Мы не можем «функционировать» до конца правильно не только физически, но и духовно, нравственно, умственно, эмоционально и так далее. Это означает, что мы будем ошибаться и поступать неправильно во всех сторонах нашей жизни, как бы мы ни хотели таких ошибок не совершать.
·  Склонность делать зло. Упоминая об этом, один из писавших Библию сказал: «Когда хочу делать правильное, обнаруживается во мне злое» (Римлянам 7:21). Из-за изъянов в генах в человеке страдают прежде всего наиболее сложные и высокоорганизованные функции работы мозга, наши склонности становятся более примитивными. Вследствие этого в нас намного проще проявляются качества, приближенные к животным инстинктам, животная склонность к сиюминутному удовлетворению потребностей и желаний без размышления о последствиях и о вреде другим – то, что Бог, как правило, осуждает. Нам намного сложнее, чем совершенным людям, развивать и проявлять качества и соблюдать законы, требующие терпения, выдержки, самообладания, бескорыстной заботы о других – как раз того, что и ожидает Бог от совершенных людей. В итоге получается, что склоняясь к более примитивным инстинктам, мы отдаляемся от Божьих норм поведения и склоняемся ко злу.

Совершенный человек, созданный в полном соответствии с волей Бога, всех вышеперечисленных изъянов лишён.

КАК ГЕНЫ АДАМА ПОТЕРЯЛИ СОВЕРШЕНСТВО

Возвращаясь теперь к нашему главному вопросу, рассмотрим, как грех проник в гены Адама.

Нелепо полагать, что грех в гены занёс сам Адам. Человек не обладает никакой способностью программировать собственные гены, да и вообще в генетическом аппарате нет никаких естественных механизмов целенаправленной «зашифровки» информации в них (есть только механизмы чтения, копирования и «расшифровки»). Также нелепо полагать, что грех в гены Адама занёс Сатана: во-первых, он просто не обладает такой способностью; во-вторых, Адам стал бы грешным и в том случае, если бы Сатаны не было, а он согрешил бы по собственной инициативе.

Остаётся два пути, как грех мог попасть в гены Адама: либо грех целенаправленно занёс туда Бог, либо грех сам возник в генах Адама вследствие неких естественных причин и закономерностей. Какой же путь имел место на практике?

Один популярный журнал, объясняющий Писание, говорит: «Адам и Ева их несовершенство и греховность получили не от Бога, их Создателя и небесного Отца» («Сторожевая башня», выпуск от 01.04.77, стр. 53, абз. 12). Почему? Тот же журнал цитирует стих Второзаконие 32:4: «Его [т. е. Бога] дела совершенны». Другими словами, Бог, все дела которого совершенны, не может быть источником несовершенства. Другой библейский журнал пишет: «Так как Адам согрешил, его организм утратил совершенство» («Пробудитесь!», выпуск от 08.12.00, стр. 19). Заметьте, «утратил», а не «был лишён».

Как видно из этих цитат, ответ на наш вопрос звучит следующим образом: Адама совершенства лишил не Бог – Адам потерял его сам. Это произошло вследствие сначала его собственного греха, а затем действия естественных причин.

 

Совершенство в духовном плане Адам потерял раньше, чем в физическом. Он утратил его при согрешении, когда его поведение перестало соответствовать нормам Бога. Согрешил он по собственной воле, а это очевидным образом означает, что духовного совершенства Адам лишил себя сам. Уже затем Бог вынес ему приговор, следствием которого стала потеря совершенства в физическом плане (грех проник в его гены), а из-за этого, как объяснялось выше, совершенство окончательно утратилось и во всех остальных отношениях. Таким образом, потеря Адамом духовного совершенства была первичной.

Но как Адам мог утратить физическое совершенство вследствие естественных причин?

Наш материальный мир устроен так, что в нём нет ничего вечного, даже если оно изначально создано совершенным. Для того, чтобы кто-то или что-то существовало вечно, за ним нужен постоянный уход. Всем известно, что любой автомобиль, даже собранный без единого изъяна из запчастей с идеальным качеством, рано или поздно выйдет из строя, если за ним не ухаживать. Также обстоит дело и с творениями Бога. Вот примеры:

·  Бог обещал, что планета Земля будет существовать вечно, являясь при этом домом для людей. Однако давно доказано, что скорость вращения Земли вокруг своей оси уменьшается (вследствие трения при движении приливной волны), что рано или поздно привело бы к полной или почти полной остановке её вращения относительно Луны (Земля всё время была бы обращена к Луне одной стороной, как сейчас Луна к Земле). Это означало бы, что длительность земных суток стала бы равна лунному месяцу, и на Земле двухнедельные периоды жары чередовались бы с такими же периодами невыносимого мороза и темноты.
·  Двигаясь вокруг Солнца или вокруг центра галактики, Земля имеет вероятность столкновения с астероидом или чёрной дырой. Как ни мала эта вероятность, она существует, а, значит, на протяжении вечности она обязательно воплотилась бы в реальность.
·  Жизнь на Земле всецело зависит от Солнца. Однако горение солнца не может продолжаться бесконечно: как и любая звезда, израсходовав ресурс своего топлива, оно погасло бы, и вместе с ним умерла бы и вся жизнь на нашей планете.

Чтобы Земля могла быть вечным домом для людей, требуется вечно оберегать её от опасных космических объектов и поддерживать скорость её вращения. А для того, чтобы Солнце могло вечно быть источником энергии для Земли, в его ядре должны вечно происходить ядерные реакции, а для этого достаточно, например, время от времени обращать эти реакции вспять. Всё, что для этого нужно – это колоссальная энергия, которой у Бога, конечно же, предостаточно.

Это лишь некоторые примеры того, что в материальном мире нет ничего, что существовало бы вечно само по себе. Любой материальный объект (живой или неживой), даже если изначально он создан совершенным, т. е. лишённым изъянов, со временем эти изъяны обретает, а позже прекращает своё существование. Для того, чтобы этот объект мог вечно оставаться совершенным, он вечно будет нуждаться в совершенной заботе – заботе, также лишённой изъянов. Если изъяны будут в заботе о нём, то изъяны рано или поздно появятся и в нём самом.

Поэтому было бы ошибкой думать, что совершенство само по себе подразумевает вечную жизнь. Во-первых, животные во дни Адама также были совершенными, однако они умирали. Во-вторых, в Эдемском саду находилось «дерево жизни». Само оно, конечно, не обладало жизнедающими свойствами, – оно было лишь символом, гарантией того, что Бог даст вечную жизнь каждому человеку, которому будет позволено есть плоды этого дерева (Бытие 2:9; 3:22, 24). Уже это показывает, что быть совершенным и иметь надежду на вечную жизнь – это разные вещи.

Также было бы ошибкой путать вечную жизнь и бессмертие. Бессмертие, согласно Библии, как раз и является состоянием, при котором тело не нуждается ни в какой поддержке и заботе; жизнь бессмертного создания, «по-видимому, ни от кого не зависит» («Сторожевая башня», выпуск от 15.02.09, стр. 25, абз. 6). Однако бессмертные создания существуют только в духовной сфере, вне нашего физического мира. А в физическом мире, в котором мы живём, «даже совершенное человеческое тело тленно» и не является бессмертным («Сторожевая башня», выпуск от 01.07.98, стр. 20, абз. 7). Чтобы оно могло существовать вечно, оно, как отмечалось выше, нуждается в постоянной заботе Бога и полностью от неё зависит.

Таким образом, тело и гены Адама потеряли совершенство в результате того, что после согрешения Бог просто перестал о нём заботиться и поддерживать его организм в порядке. Деградация тела Адама была лишь вопросом времени, простой природной закономерностью. Точно так же, как останавливается электровентилятор, если его выдернуть из розетки, или точно так же, как автомобиль, за которым совершенно прекратили ухаживать, рано или поздно выйдет из строя.

 

В отношении нас вышеупомянутый журнал пишет, что грех – «это моральный и духовный изъян, переданный нам прародителями и отразившийся на нашем физическом состоянии» («Сторожевая башня», выпуск от 15.08.05, стр. 5). Конечно, все виды несовершенства мы одновременно получаем от родителей через гены при нашем зачатии. Однако как потомки Адама мы отчуждены от Бога по моральным и духовным причинам, а не по физическим. А пока мы отчуждены от него духовно, он не поддерживает и наше физическое состояние, – наши тела предоставлены самим себе. В этом смысле наше духовное и нравственное несовершенство также первично, а физическое несовершенство является его следствием.

ФИЗИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТОРОНА ВОПРОСА

Как же возможно, что в генах Адама и его потомков возникают изъяны, если их туда никто не вносит целенаправленно?

На сегодня наука зашла достаточно далеко, чтобы ответить на этот вопрос. Процессы самопроизвольного изменения генов (как следствие, и наследственных свойств клеток или организма) называются мутациями.

Мутации в клетках человека. Помимо мутаций, происходящих в половых клетках и передаваемых по наследству, они происходят также и в соматических клетках – клетках, из которых строится наш организм, информация из которых не передаётся по наследству, но передаётся новым клеткам нашего организма при их делении. Такие мутации влияют на болезни и продолжительность жизни конкретного человека, в организме которого они возникают. Согласно некоторым оценкам, в каждой клетке нашего организма каждый день происходит около 100 000 спонтанных разрушений структуры ДНК. Практически все они исправляются встроенными репаративными («ремонтными») системами клетки, однако мизерная их доля всё равно остаётся и превращается в мутации. Эта «мизерная доля», умножаемая на сто триллионов (1014) клеток нашего организма, ежедневно приводит к возникновению бессчётных миллионов новых мутаций в клетках нашего тела. Ввиду этого не удивительно, что генотип Адама потерял совершенство в тот же день, когда тот согрешил!

В организм Адама был заложен некий ресурс: он мог, даже будучи отлучённым от Бога, прожить определённое время, пока клетки его тела не накопили бы такое число мутаций, которое уже было бы несовместимо с жизнью. Когда этот ресурс был исчерпан, Адам умер. Как показывает современная наука, немаловажную роль в процессе старения и смерти человека играет именно накопление мутаций в клетках тела, о котором говорилось выше.

Мутации, передаваемые потомкам. Мутации, происходящие в соматических клетках, не передаются по наследству следующим поколениям. Однако мутации в половых клетках (гаметах), наоборот, влияют не на самого человека, а именно на его потомство. Частота возникновения мутаций в клетках человека известна: на сегодняшний день она равна 2*10–5 на ген на клетку за одно её деление. Другими словами, при каждом делении клетки в среднем 2 из 100 000 генов получают новые мутации. При прохождении ряда делений клеток от поколения к поколению (от гаметы до гаметы) возникает и накапливается целый ряд мутаций. Каждая новая гамета будет нести около 40 (по другим оценкам – более 60) новых мутантных генов, которые не были таковыми у предыдущего поколения.

Мутации, переданные потомку через половые клетки, попадут в каждую клетку его организма, сокращая этим его потенциальную продолжительность жизни и ухудшая здоровье. Другими словами, потомок рождается изначально ещё дальше от совершенства, чем был рождён его предок. При этом он позже передаст эти мутации и своим детям, добавив к уже существующему набору ещё около 40 новых. Таким образом, люди с каждым поколением всё больше и больше удаляются от совершенства.

«Грех Адама оказал влияние на его телесное совершенство в такой незначительной степени, что он прожил вне рая... ещё девятьсот тридцать лет и стал ещё отцом многих сыновей и дочерей» («Сторожевая башня», выпуск от 01.04.71, стр. 54, абз. 18). Однако то, насколько сегодня ниже средняя продолжительность жизни человека, или то, как в наши дни распространены врождённые заболевания, уже указывает, насколько дальше мы находимся от совершенства, чем Адам после его согрешения.

Происходили ли мутации в раю? У нас нет никаких оснований предполагать, что в раю генотип человека не претерпевал спонтанных изменений. Это видно из устройства самой ДНК, точнее, из заложенной в неё информации. Так, выше упоминалось, что в ДНК существуют специальные репаративные системы, предназначенные для ликвидации таких изменений. Имеется несколько видов этих сложнейших систем, исправляющих сбои различных типов на разных стадиях. Зачем были бы нужны эти системы, если бы таких изменений не происходило?

Другой ступенью защиты генома является наличие сложного гена, который по научному называется «p53» (зачастую его также называют «хранитель генома»). Суть его функции состоит в оценке уровня накопленных повреждений ДНК и блокировке делений клетки, когда этот уровень начинает представлять опасность, а при ещё более высоком уровне повреждений белок «p53» производит запуск программы самоуничтожения клетки (апоптоза). Таким образом, этот ген удаляет из числа делящихся клеток потенциально опасные, которые могут стать онкогенными (опухолевыми). Наличие этого гена показывает, что некоторые спонтанные повреждения ДНК изначально по замыслу Бога могли закрепляться и превращаться в мутации, из-за чего становится необходимым защищать каждую клетку от превращения в опухолевую.

Говоря о причинах возникновения мутаций, надо отметить, что мутации не всегда возникают под действием каких-либо внешних факторов. Существуют так называемые спонтанные мутации, возникающие сами собой. Частота мутаций может существенно увеличиваться под действием различных внешних факторов (физических, химических или биологических), например, ультрафиолетового излучения, неестественной для человека температуры, некоторых вирусов, и др. В райских условиях, в которых жил Адам, действие одних из этих факторов практически не менялось по сравнению с сегодняшним (например, ультрафиолетовое излучение всё равно присутствовало), других – исключалось, а третьих – сказывалось значительно слабее. Можно предположить, что темп возникновения повреждений в ДНК в те времена был ниже. Тем не менее, повреждения в генах Адама всё равно возникали, как спонтанные, так и под действием извне.

Неужели можно сказать, что раз генетический аппарат не имеет абсолютной защиты от ошибок, то он изначально несовершенен?! Отнюдь нет. Дело, по-видимому, в том, что стремление к увеличению точности копирования и хранения генов в конце концов оказывается уравновешенным всё возрастающей ценой этой точности. Очевидно, что для достижения абсолютной точности клетке понадобились бы бесконечные энергетические затраты на работу систем, которые такую точность обеспечивали бы. Имеющаяся точность копирования ДНК – одна ошибка на десятки миллиардов знаков – очень высока. Сложные и разнообразные механизмы сохранения и копирования генетической информации находятся в ряду главных достижений мудрости Творца, но их функционирование является и главной статьёй энергетических затрат клетки. Достижение ещё большей точности требует ещё больших затрат энергии, которая, между прочим, даром клетке не даётся – для её получения организму нужно потреблять пищу. Кто из нас захотел бы жить, питаясь непрерывно день и ночь, лишь бы прожить подольше и передать своим детям поменьше мутаций?

Поэтому в том, как организован генетический аппарат, видно проявление двух вещей. Первое – это признание того факта, что, как уже говорилось выше, в физическом мире ничто не вечно само по себе без совершенной заботы. А второе – это уравновешенность Творца, который «поручил» клеткам «заботиться» о сохранности собственного генотипа лишь до определённой степени, оправданной с энергетической точки зрения, а остальную заботу – заботу об абсолютной целостности генома – возложил на себя. После согрешения Адама Творец просто-напросто снял с себя эту заботу.

Замечание. В этой статье не утверждается, что совершенство означает не иметь ни одной мутации в генах. Совершенство означает не иметь того, что Бог считал бы изъяном. Если Бог считает возникновение каких-то отклонений в генах как допустимое, то такие отклонения не будут считаться проявлением несовершенства. Однако очевидно, что существуют такие отклонения, которые однозначно являются изъянами.

Также здесь не утверждается, что несовершенство связано исключительно с аномальными изменениями в генах. Возможно, что существуют и другие «переносчики» несовершенства, также имеющие естественную природу. Здесь показан принцип, что потерю совершенства можно объяснить научным языком.

ПОЧЕМУ ВАЖНО ЗНАТЬ ТОЧНЫЙ ОТВЕТ НА ЭТОТ ВОПРОС

Знать точный ответ на вопрос «кто лишил Адама совершенства» важно знать, по крайней мере, по двум причинам:

1.  Наши представления о Боге. Если мы ошибочно думаем, что Адама лишил совершенства Бог, то мы, возможно, недооцениваем качества Бога, о которых говорится в следующих библейских стихах:
·  «Он – Скала, его дела совершенны, и все его пути справедливы. Он – Бог верности, у которого нет несправедливости, он праведен и честен» (Второзаконие 32:4)
·  «Он... никого не испытывает злом» (Иакова 1:13)
·  «Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8)

От Бога не исходит никакого несовершенства, и это не он сделал Адама и его ни в чём не повинных потомков такими, что они должны были бы жить, всю жизнь мучаясь от болезней и прочих причин. Более того, Бог не мог специально сделать Адама склонным к греху, потому что таким образом на Боге лежала бы и часть ответственности за грехи, совершаемые людьми (ведь если мы не можем не грешить по своей природе, не был бы косвенно виноват в наших грехах тот, кто прописал такие склонности в наши гены?). Понимая, что не Бог лишил Адама совершенства, мы осознаём, что у нас на самом деле нет никаких причин каким бы то ни было образом обвинять Бога в человеческих страданиях.

2.  Понимание других библейских учений. Одним из важнейших библейских учений, связанных с вопросом «кто лишил Адама совершенства», являются спорные вопросы о владычестве Бога и независимости людей от него.

·  Согласно 3-й главе книги Бытие, ещё во времена Эдемского сада Сатана поднял ряд важных спорных вопросов. Своими утверждениями в адрес Бога он поставил под сомнение право Бога быть Верховным Правителем над людьми и, по сути, заявил, что людям будет лучше, если они станут абсолютно независимыми от своего Создателя. Адам и Ева встали на сторону Сатаны и отвернулись от Бога. Чтобы доказать или опровергнуть эти утверждения Сатаны, требовалось время, в течение которого люди могли бы жить независимо от Бога и ощутить на себе последствия такой независимости. Это время продолжается уже около 6 000 лет, в течение которого человечество создало свою собственную систему ценностей, перепробовав всевозможные формы правления и нормы поведения. Предоставленное Богом время показало, что Сатана был не прав, поставив под вопрос правомерность владычества Бога, поскольку правление людей над себе подобными по сей день не может разрешить даже основные проблемы. Таким образом, стало ясно, что только Бог имеет право быть правителем над своим творением, а его образ правления – самый лучший. (Подробнее об этом вопросе можно узнать здесь или здесь.)

Следует понимать, что этот важный спорный вопрос – вопрос о владычестве Бога – был поднят в тот момент, когда Адам и Ева ещё были совершенными. Смогут ли люди, какими они были на тот момент, оставаться счастливыми, если их предоставить самим себе, чтобы жить независимо от Бога и самим решать, что добро, а что зло? Поэтому начать решаться спорный вопрос должен был на людях в том же физическом и умственном состоянии, в каком они были на момент поднятия этого вопроса. Если бы Бог намеренно лишил их совершенства (пусть даже и в качестве справедливого наказания), ограничив их способности и придав им грешные наклонности, спорный вопрос попросту не решался бы.

Почему это так? Представьте, что у меня есть автомобиль, и мы с Вами заключаем пари, смогу ли я на нём проехать из одного города в другой без единой поломки. Я уже сажусь за руль, но прямо перед выездом Вы прокалываете мне колесо. Я, тем не менее, отправляюсь в путь. Через несколько километров из-за спущенного колеса у меня ломается подвеска, и автомобиль встаёт. Проиграл ли я пари? Очевидно, нет. Пари заключалось об исправном автомобиле, а не об автомобиле с проколотым колесом. То, что машина с проколотым колесом не доехала до места назначения, совершенно не доказывает, что это не смогла бы сделать исправная машина. Однако совсем другое дело, если колёса моего автомобиля со временем спускаются сами. В этом случае тот факт, что мои колёса спустились в дороге и вследствие этого машина сломалась, не доехав до обозначенного места, показывал бы, что она действительно не в состоянии это сделать, и я проиграл бы пари.

То же можно сказать и о спорном вопросе о владычестве Бога. На сегодня стало ясно, что люди не могут успешно управлять собой без Бога. Однако если бы правление людей оказалось безуспешным лишь вследствие того, что Бог преднамеренно лишил их совершенства или как-то иначе урезал наши способности и возможности, тогда Сатана мог бы заявить: спорный вопрос не решён, поскольку поднимался он в тот момент, когда способности людей не были урезаны искусственно; тот факт, что люди, которых преднамеренно лишили совершенства в каком-либо отношении, не смогли успешно править собой, не доказывает, что этого не могли бы сделать люди, которых совершенства не лишали.

Другое дело, если человек сам становится несовершенным вследствие того, что живёт без Бога. Тогда, как только человек отошёл от Бога и лишился его заботы, он сам по себе стал подверженным болезням, смерти и грешным наклонностям, из-за чего человеческая жизнь полна страданий, а выхода из этого положения нет. В этом случае спорный вопрос будет однозначно решён: человек нуждается в заботе, которую ему может предоставить только Бог.

Итак, как видите, знать точный ответ на вопрос «кто лишил Адама совершенства» важнее, чем может показаться на первый взгляд.

 

Кстати, существует расхожее заблуждение, что человеческий мозг работает на 10% (другие говорят – на 0,01%) от своих потенциальных возможностей, а у совершенного человека он якобы работал и будет работать на 100%. Миф про «10%» вызван досадной «уткой», публикацией одного из не очень квалифицированных ученых прошлого, и давно опровергнут. Данные магнитно-резонансных исследований мозга наглядно демонстрируют, что большая часть коры головного мозга активно задействована в жизни человека. Кроме того, во время сна мозг потребляет 9% от всей энергии тела, днём – до 25%. Если его производительность увеличить хотя бы в 10 раз, человек просто умрёт от энергетического истощения.

Этот миф привлекателен для многих тем, что заставляет надеяться, что в будущем, когда люди снова станут совершенными, мы будем в 10 раз умнее. К сожалению, это иллюзия. Если бы Бог урезал наши способности в 10 раз, спорный вопрос о владычестве Бога просто не решался бы. Совершенство или несовершенство связаны не с тем, умнее мы или глупее, а с тем, насколько мы соответствуем нормам Бога.

Стоит, однако, заметить, что на 0,01% человек за нынешнюю жизнь использует ресурсы своей памяти. Т. е. запомнить он может в тысячи раз больше, чем запоминает за свою короткую жизнь – больше просто не успевает. Может быть, некоторые просто путают эти два понятия: возможности запоминания нашего мозга и производительность его работы. Для иллюстрации: сколько молока может вместить бутылка и с какой скоростью в неё можно его наливать – это разные вещи: первое зависит от объёма бутылки, а второе – от ширины её горлышка. Другой пример: скорость работы процессора и объём жёсткого диска компьютера.

 

Надеюсь, эта статья помогла Вам несколько упорядочить понимание вопроса об унаследованном грехе, а также лучше увидеть грани некоторых качеств Бога, о которых сказано во Второзаконии 32:4: «Он – Скала, его дела совершенны, и все его пути справедливы. Он – Бог верности, у которого нет несправедливости, он праведен и честен».

 

Вам понравилась страница?
Поделитесь ей с Вашими друзьями:

Код для вставки на сайт или блог

Код для вставки на форуме

Другие сервисы: 

Сайт в социальных сетях:
ВКонтакте | Одноклассники

Нравится

Число прочтений этой статьи: 92841

 

Статья опубликована 1 июня 2009 года. Последние дополнения – 27 ноября 2010 года.

Авторские права на данный материал принадлежат владельцу сайта. Перепечатка всей статьи запрещена. При частичном использовании материала обязательна активная и индексируемая ссылка на источник.

 

Материалы сайта по теме «Библейские учения и вопросы»:

·  Кто лишил Адама совершенства? (эта страница)

·  Найдена огромная древняя мозаика с цитатой из книги пророка Исаии (научно-популярный блог)

·  Что такое секта с точки зрения Библии? (вопросы читателей)

·  Есть ли у человека душа? (вопросы читателей)

·  Сколько лет было Воозу, когда он женился на Руфи? (вопросы читателей)

·  Что случилось с телами святых, когда Иисус умер (Матфея 27:52, 53)? (вопросы читателей)

·  Число зверя – 666 или 616 (Откровение 13:18)? (вопросы читателей)

·  Иисус, возможно, был распят не на кресте («Пятый канал») (видео)

 

КОММЕНТАРИИ

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ ИЛИ ПИСЬМО АВТОРУ

Отклики читателей этой статьи

·  Алексей Лукьянов, г. Тольятти (Свидетель Иеговы). Прислано 08.06.2009

Хочу задать вопрос по статье. Почему люди по-разному воспринимают информацию: кто-то быстрее, кто-то медленнее, а есть гении и вундеркинды – чем это объясняется? Можно ли всё-таки предположить, что Адам мыслил быстрее и лучше, чем сегодняшний человек? И ещё вопрос: энергии больше тратится у людей с более развитыми способностями головного мозга?

Ответ автора: По всей видимости, разные интеллектуальные способности у людей – это «внутривидовое разнообразие» (также как есть более сильные и менее сильные физически). На это может влиять многое: и генотип, и то, насколько мыслительные способности человека были развиты в течение жизни, и, возможно, даже объём его головного мозга.

На счёт Адама это предположить можно, даже, скорее всего, это так и есть. Вопрос только в том, что такие способности люди теряли постепенно, от поколения к поколению, а не были лишены этих способностей Богом за один миг. Кроме того, разница, конечно, не в 10 и не 10 000 раз, как верят некоторые.

На счёт затрат энергии точно сказать не могу, не знаю. Можно предположить, что да, поскольку в мозге с более развитыми способностями, скорее всего, присутствует большее количество связей (синапсов) и, следовательно, формируется большее количество сигналов за единицу времени. Правда, не думаю, что эта разница существенна.

·  Сергей. Прислано 10.06.2009

Хорошо найдено определение греха и раскрыто его значение на генах. Вопрос о хищниках в новом мире: что Бог считает грехом для животных? Ведь акула совершенна как хищник... Считает ли Бог поедание одних животных другими грехом?

Ответ автора: Ответ на этот вопрос перенесён на отдельную страницу.

·  Александр. Прислано 25.06.2009

Недавно мы разбирали один аспект учительского искусства, а именно – умение различать, и в данной статье я увидел это на практике, да и для себя почерпнул новое, спасибо за исследование этого вопроса!!!!

·  Дмитрий. Прислано 04.07.2009

Вот, прочитал на счёт мозга. Интересно, что мы не будем умнее в Новом мире, что если увеличить производительность, наше тело умрёт от истощения энергией. Но ведь наше тело несовершенно! А мы не знаем, как будет в Новом мире, до конца понимать этого не можем!

Ответ автора: Разумеется, до конца мы этого сейчас понимать не можем. Речь в статье идёт не о том, что мы совсем не будем умнее. В ней развенчивается бытующий миф, что мы будем умнее в 10 000 раз. Смотрите отклик Алексея Лукьянова от 08.06.2009 и мой ответ на него.

·  Антон Горохов, г. Москва (Свидетель Иеговы). Прислано 07.07.2009

Я был весьма впечатлен статьёй, т. к. меня давно мучил вопрос внесения Богом несовершенства в генофонд Адама. Я думал, что Иегова через грех казнил Адама, что грех – это, по сути, медленная смерть. Но, ознакомившись с твоими доводами, я возликовал в святом духе! Спасибо тебе! Приятно очень! Надеюсь, что созданием этого сайта ты не посягнул на роль «верного раба», а укрепил веру многих братьев и сестёр в Библию и Бога нашего!

Ответ автора: Спасибо за тёплый отзыв, я рад, что мог помочь! На роль «верного раба», конечно, я не только не посягаю, – наоборот, в статье я показал именно точку зрения «раба» на этот вопрос. Просто многие верующие недопонимают ответ на него, и, как показало твоё письмо, это бывает не только в Саратове. А вообще статья рассматривает главным образом научные вопросы, тогда как публикации «раба» главным образом духовные.

·  Илья Резанов. Прислано 20.07.2009

Прочитал твою статью. Поистине вижу, что Иегова даёт мудрость и заботу для своих созданий, если они ищут его! Я был очень рад рассмотреть такой глубокий материал.

·  Вячеслав. Прислано 19.09.2009, 21.09.2009

Прочитал вашу статью.

1. Вы там пишете: «Современная наука выяснила, что практически всё, что мы получаем в наследство от своих родителей и затем передаём своим детям, передаётся через гены, содержащиеся в ДНК», и далее размышляете, основывая все свои предположения не на Библии, а на том что доказала современная наука. На чём же вы строите?

Ответ автора: Во-первых, я думаю, не совсем верно сказано, что дальнейшие рассуждения строятся не на Библии, а только на науке. Ключевой вывод статьи делается исключительно по Библии (стих Второзаконие 32:4), причём он был бы верен и в том случае, если бы мы ничего не знали о генах. В других местах я также ссылаюсь на Библию и библейские публикации, а последний подзаголовок показывает связь нескольких библейских учений, в целом вообще не касаясь науки. Во-вторых, одна из целей статьи и есть в том, чтобы показать, как наука объясняет записанное в Библии и согласуется с ним (при этом опять же отталкиваясь от Библии). Библия – не книга мифов о некоем «тридевятом царстве», и её нельзя рассматривать в отрыве от того, что происходит вокруг нас. Скорее наоборот, тот факт, что мы имеем логичное научное объяснение тому, что записано в Библии, только укрепляет нашу веру в неё.

2. Почему вы всё-таки останавливаетесь так остро на генах и на ДНК? Библия говорит нам, что вначале согрешил Cатана,... Cатана же не имеет крови и плоти, и ДНК не имеет. Сатана есть злой дух. [...] Cатана через змея обольстил Еву, а Ева предложила ослушаться Бога Адаму, и Адам согласился. Грех в том, что Адам и Ева были непослушны Богу. В Библии написано, что грех есть беззаконие, – Бог сказал, что нельзя, а человек говорит «я хочу», вот вам и грех...

Ответ автора: В Библии показывается различие между намеренным грехом и унаследованным грехом. Поступки Сатаны, Адама и Евы были намеренными грехами. ДНК в данном случае действительно было ни при чём, грех происходил из их личностных качеств. Такое, как Вы сами отметили, может и сегодня происходить с некоторыми людьми, когда они проявляют намеренное непослушание Богу (Евреям 10:26, 27). Однако унаследованный грех – это не сами поступки как таковые, а состояние человека, толкающее его совершать плохие поступки. Это состояние передают ему родители, и первым делом – через ДНК. Даже если такой человек воспитывался в идеальных условиях и всеми силами старается бороться с этими врождёнными наклонностями, они всё равно будут давать о себе знать, о чём и пишет Павел в Римлянам 7:14–25. Это касается каждого из нас. Статья показывает, как это состояние оказалось записанным у нас в генах. А знать и понимать это важно для того, чтобы видеть абсолютную непричастность Бога к тому, что сегодня мы находимся в состоянии греха. Поэтому я и останавливаюсь на этом так подробно.

·  Станислав (Свидетель Иеговы). Прислано 26.09.2009

Дорогой брат Юрий, спасибо за познавательные и интересные мысли, изложенные в статье. Всё очень логично и обоснованно. Имея сходный склад ума, я тоже стараюсь руководствоваться логикой, исследуя Библию, и во многом согласен с твоими рассуждениями.

·  Наталья, г. Легница, Польша. Прислано 06.10.2009

В статье я нашла кое-что интересное – про грешность детей. Меня это немного возмущало – как это так, ребёнок рождается и уже грешен. За грехи родителей, что ли, отдувается? А теперь понятно, что грех – это просто изъян, т. е. удалённость от первоначального замысла. Спасибо!

·  Елена Мокина, г. Люберцы (Свидетель Иеговы, н. в.). Прислано 27.11.2009

Брат Юрий! Я под большим впечатлением от прочтения ваших рассуждений, подкреплённых Словом Бога! Потому что теперь я знаю, что ответить тому, кто верит в совершенно нелепые трактовки грехопадения. Спасибо! Спасибо Иегове, потому что на ваш сайт и статью я вышла не случайно именно сегодня, после горячих молитв. Моя вера окрепла! Можно предположить, что Иегова использует вас как инструмент в своих руках – это честь. (Я воодушевлена!)

Ответ автора: Спасибо, Лена, за такой тёплый отзыв. Действительно, статья содержательная. Однако хочу заметить, что основная идея этой статьи – это не моя заслуга: она основана на публикациях «верного и благоразумного раба», просто собирает воедино мысли из разных его изданий. А как инструмент Иегова использует каждого своего служителя! Тем не менее, я рад, что смог помочь. Спасибо ещё раз!

·  Игорь Волков. Прислано 10.12.2009

Спасибо, брат Юрий, за то, что поделился плодами своего личного изучения. Очень интересно. До этого я так глубоко не размышлял в этом направлении. Конечно, есть и спорные вопросы, но они возникают часто из-за несовершенства науки и нас самих. Но, уверен, они разрешатся со временем для тех, кто любит Бога. Понравилось, как ты применил второй закон термодинамики к человеческому телу. Без поддержки Иеговы вечные жизнь человека и существование Вселенной невозможны. Ещё раз спасибо за эти мысли.

Ответ автора: Благодарю за отклик! Хотел бы поправить, что к человеческому телу, равно как и к человеческим генам, второй закон (второе начало) термодинамики здесь не применяется. Такое применение было бы некорректным. Второй закон термодинамики может применяться только к изолированным системам, т. е. системам, не получающим энергии или вещества из окружающего мира и не отдающими их туда. Человеческое тело, равно как и генетический аппарат клеток, изолированной системой не является. Речь в статье, скорее, идёт об общеизвестных закономерностях и особенностях физического мира, а не о каком-то отдельно сформулированном законе. Подробнее можно прочитать в статье «Второе начало термодинамики и вопросы сотворения».

·  Татьяна. Прислано 16.12.2009

Огромное спасибо тебе, брат, за эту статью. Моя вера укрепилась после её прочтения.

·  Кира. Прислано 16.12.2009–19.12.2009

1. Вы пишете: «Все виды несовершенства мы одновременно получаем от родителей через гены при нашем зачатии». Каким образом можно получить моральное или духовное несовершенство при нашем зачатии? Насколько я понимаю, такая информация не записывается в наших генах.

Ответ автора: Правильно, непосредственно такая информация в генах не записывается. ДНК содержит инструкции по сборке и функционированию организма в биологическом смысле. Однако наши возможности определяются нашим физиологическим устройством. Если страдает наше устройство, страдают и наши способности (подобно тому как пострадают возможности радиоприёмника, если внести ошибку в электрическую схему, по которой его будут собирать). В этом смысле способности и прописаны в генах. Если бы мы были совершенны, то через гены мы получали бы от родителей способность совершенным образом поклоняться Богу и проявлять ему послушание. Однако из-за греха, который нам передают родители, эта способность страдает, что и выливается в моральное или духовное несовершенство.

2. Сатана тоже потерял духовное совершенство, однако это не повлияло на продолжительность его жизни.

Ответ автора: Сатана является духовной личностью, а не физической. Принципы о необходимости в поддержке Иеговы, рассмотренные в этой статье, относятся только к физическому миру. К духовным личностям они неприменимы.

3. Цитата: «Совершенство в духовном плане Адам потерял раньше, чем в физическом». [...] Я... не могу припомнить хотя бы одну статью [из публикаций Свидетелей Иеговы], в которой можно было бы проследить разделение на потерю духовного и физического совершенства даже в «причинном» смысле. Когда Адам взял плод, он сразу, весь стал несовершенным и в духовном, и в физическом отношении.

Ответ автора: Вообще говоря, этот вывод довольно очевидный. Когда человек игнорирует предупреждение «не влезай – убьёт!», хватается за оголённый провод и его убивает током, то нет сомнений, что его смерть была следствием, а поступок – причиной. Даже если эти две вещи произошли одновременно, вряд ли кто-то сказал бы, что между ними нет причинно-следственной связи. Так и в случае с Адамом. Нарушить заповедь Бога и встать на сторону Сатаны было духовным и нравственным проступком, совершив который, Адам стал несовершенным именно в этих отношениях. Съев плод, Адам буквально не делал своё тело физически несовершенным, например, он не уродовал его или не ел чего-то ядовитого, плохо влияющего на пищеварительную систему. Потеря физического совершенства была следствием потери нравственного, даже если допустить, что произошли они в один и тот же момент. Если Адам оставался совершенным нравственно (не грешил), он оставался бы совершенным и физически; наоборот, если бы он не оставался совершенным нравственно, он не остался бы совершенным физически. Он не мог бы потерять физическое совершенство, если бы сохранял нравственное, и не мог бы сохранить физическое, если бы потерял нравственное совершенство. Прямая причинно-следственная связь здесь очевидна.

В публикациях Свидетелей Иеговы эти мысли передаёт, например, следующая цитата: «То, что произошло с первыми людьми, оторвавшимися от руководства своего Создателя, можно сравнить с тем, что случается, когда штепсель электрического вентилятора вынимается из розетки. Пока вентилятор подключен к электросети, он крутится. Если же его отключить, он замедлит ход и, в конце концов, остановится совсем. Именно это и случилось, когда Адам и Ева оторвались от своего Создателя – от "источника жизни" (Псалом 35:10). Поскольку они намеренно выбрали путь независимости от своего Творца [это есть духовный и моральный изъян в их настрое и поведении, следовательно, и в них самих как в личностях – прим. авт.], он дал им почувствовать полное значение их выбора, предоставив их самим себе. На них оправдался библейский принцип: «Если же оставите Его [Бога], Он оставит вас» (2 Паралипоменон 15:2). Без поддерживающей жизнь силы их Создателя начался постепенный распад ума и тела [постепенно накапливались физические изъяны – прим. авт.]. Со временем они состарились и умерли (Бытие 3:19; 5:5)» («Как возникла жизнь?...», стр. 191–192, абз. 8).

·  Денис. Прислано 18.12.2009

Да, информация насчёт мозга и 100% его работы действительно полезна.

·  Александр Горбатко, Оренбургская обл. (Свидетель Иеговы). Прислано 01.01.2010

Благодарю за статью. По образованию я биолог. Раньше много интересовался вопросами научного объяснения Истины – собирался даже написать что-то вроде книги, но потом семья, работа, да и книготворчество оказалось очень затратным делом [...].

·  Игорь, г. Оренбург. Прислано 17.01.2010

Спасибо, что поделился интересными размышлениями о передаваемом Адамом несовершенстве. Хороший стимул для исследовательской работы.

·  Михаил Панюшкин, г. Самара (Свидетель Иеговы). Прислано 13.02.2010

Уважаемый Юрий. Очень благодарен тебе за твои статьи. Как всё просто и разумно, – который раз убеждаюсь, что истинная религия и наука дают самые точные и интересные знания! Я помню свои чувства и восторг, когда 15 лет назад только начинал читать литературу Свидетелей Иеговы. Со временем чувства улеглись (хотя ценить, конечно, не перестал). А прочитав твой труд о грехе Адама, как будто первый раз прочитал [книгу] «Эволюция или сотворение». Перечитывал, обдумывал, снова и снова возвращался. Многое стал понимать – почему многие люди такие недалёкие, величие и мудрость Иеговы. Спасибо.

Ответ автора: Честно говоря, я сам много лет пребывал в заблуждении, думая, что Адама лишил совершенства Бог. И когда я в ходе изучения вопроса вдруг осознал обратное, я сам испытывал подобные чувства! На самом деле ответам на эти вопросы мы обязаны Иегове, ведь истина исходит от него и содержится в Библии. Спасибо за отклик!

·  Татьяна, Польша. Прислано 31.03.2010

Спасибо. Меня эта статья побудила задуматься над тем, как важно личное изучение [Библии], и сколько [мы] теряем, если подходим к нему поверхностно (к сожалению, должна признать, что я в этих рядах). Вроде бы информации сейчас «бери сколько угодно» (и на CD, и Интернет, и печатные издания), – только найти немного времени (вместо телевизора, например) и интересующую тему. Мне сделалось обидно за себя, что такие простые и логичные выводы (с которыми согласна и о которых вроде где-то, как-то, когда-то читала и знала) прочитала в этой статье, а не нашла сама.

·  Ольга Боб, г. Бремен, Германия. Прислано 30.04.2010

Адам потерял совершенство, которое заключалось в духовном единстве с Богом. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Бытие 3:21) – это о том, что заимели они физические тела. В сердцах которых воссел дьявол как их духовный руководитель. И стали царства земные владениями князя мира сего, так как все согрешили и лишены славы Божьей. [...]

Ответ автора: Аллегорическую идею о том, что совершенные Адам и Ева изначально не имели физического тела, а «одежды кожаные» представляют тела, данные им после согрешения, выдвинул около 2 000 лет назад философ Филон Александрийский. Предпосылки этой идеи лежали в греческой философии, а не в Священном Писании. Библия, однако, опровергает эту точку зрения. В Бытие 2:7 говорится, что Бог создал Адама «из праха земного», или, в других переводах, «из земной пыли». Таким образом, Адам изначально был физическим творением. Это соответствует и науке, поскольку все элементы, из которых состоит организм человека, находятся в «земной пыли». Стих Бытие 3:21 в «Современном переводе» звучит как «Господь Бог сделал для Адама и его жены одежду из шкур животных и надел на них». Заметьте, это не было человеческой кожей.

·  Никита, г. Будённовск. Прислано 04.05.2010

Дорогой брат, спасибо тебе, что ты поделился своими результатами исследований. Я для себя много узнал из твоего труда. Единственный вопрос у меня возник: когда ты говоришь о научном объяснении вопроса греха, на чём ты основываешь эти рассуждения? Ответ важен для того, чтобы можно было дать сноску, откуда такая информация. Можешь ли помочь в этом вопросе, наверняка у тебя сохранились источники? Спасибо за помощь.

Ответ автора: Положения статьи собраны по крупицам из разных публикаций. Многие источники конкретных мыслей указаны прямо в статье. Если Вас интересует источник какой-то конкретной мысли, но он не указан, я могу отыскать его по личной просьбе. Что касается подзаголовка «Физико-биологическая сторона вопроса», то численные и энциклопедические данные в нём приведены из научной литературы, а их применение к религиозным вопросам является результатом моих личных исследований. При необходимости указать источник в таких случаях можно ссылаться на этот сайт.

·  Руслан, г. Санкт-Петербург. Прислано 28.05.2010

Юрий, большое спасибо! Статья (мысли из неё) – хороший пример для меня, как многое можно понять, задействуя мыслительные способности, дар Иеговы.

·  Силкина Александра, г. Калининград. Прислано 19.07.2010

Спасибо большое за статью.

·  Надежда, г. Назарово (Красноярский край). Прислано 18.09.2010

Посадив в Эдеме «дерево познания добра и зла», не запланировал ли Иегова изначально два пути развития человечества?

Ответ автора: Иегова наделил Адама свободой выбора – способностью выбирать между добром и злом, послушанием и непослушанием, а также принимать решения по нравственным вопросам. В свою очередь, «дерево познания добра и зла» давало ему возможность показать, будет ли он уважать власть Бога и исполнять его требования. Всё это, однако, не означает, что Иегова изначально запланировал, чтобы Адам согрешил. Если бы Бог заранее предопределил, что Адам согрешит (т. е. создал его «запрограммированным» на грех), и знал, к каким последствиям приведёт его поступок, то это значило бы, что Бог намеренно положил начало всему тому злу, которое совершалось на протяжении всей истории человечества. Тогда Бог был бы повинен во всех войнах, преступлениях, болезнях, а также в безнравственности, угнетении, лжи и лицемерии. Библия же ясно учит, что Бог ненавидит подобные дела и не может являться их источником. Кроме того, как отмечалось в статье, грех – это отклонение от норм Бога. Однако если бы поступок Адама был изначально запланирован Богом, то его совершение было бы не грехом, а, наоборот, исполнением воли Бога.

·  Татьяна, г. Котово (Волгоградская обл.). Прислано 17.10.2010

Мне очень понравилась статья. Особенно в той её части, где отмечено, что всё физическое нуждается, образно говоря, в ремонте. Ещё больше осознала свою зависимость от Иеговы. Спасибо, что в ответе на отклик Елены Мокиной вся заслуга отдана «верному и благоразумному рабу».

·  Ирина, г. Санкт-Петербург. Прислано 21.10.2010

Юрий, в статье пишется, что «ДНК кодирует не только устройство нашего организма, но и все наши способности. Способность любить, думать, осознанно поклоняться Богу, принимать решения, быть справедливым и мудрым, даже темперамент человека – всё это прописано в генах. Разовьёт ли человек эти качества или будет развивать противоположные им – это другой вопрос, однако в генах прописана именно способность делать и то, и другое». Т. е. получается, что изначально родители передают ту или иную способность своему ребёнку. И если родители не передали ребёнку способность быть мудрым и слушаться Бога, то ребёнка нельзя винить в этом. Соответственно, справедливо ли ребёнка осуждать за то, что он не хочет слушаться Бога?

Ответ автора: Вы рассуждаете совершенно правильно. Сказанное Вами имеет место, когда человек рождается умственно неполноценным и неспособен отдавать себе отчёт в своих действиях и контролировать их (а, значит, и проявлять послушание). Винить его в несоблюдении каких-либо законов в таком случае было бы неразумно. Однако большинство людей всё же рождаются умственно здоровыми, а, следовательно, получают от своих родителей способность быть мудрым и послушным. Поэтому когда такой человек не хочет слушаться Бога, он понесёт за это ответственность, поскольку был в состоянии это делать.

Стоит отметить, что те способности, которые мы получаем через гены, всегда в определённой степени поражены наследственным грехом, переданным от родителей. Поэтому контролировать свои действия совершенным образом – без изъянов – никто из нас не может. Ввиду этого Бог не предъявляет к нам тех же требований, что, например, к совершенным Адаму или Иисусу, которые несли бы ответственность за любое непослушание. В отношении несовершенных служителей Бога сказано, что он «поступает с нами не по нашим грехам и не воздаёт нам тем, что мы заслуживаем по своим беззакониям» (Псалом 103:10 [102:10]). Речь, конечно, не о том, что Бог снисходительно смотрит на грех, а о том, что он видит сердце и способен определить, в какой мере наши поступки обусловлены наследственным грехом, а в какой – умыслом и личной непокорностью. Благодаря этому, если мы раскаиваемся, он проявляет к нам милосердие на основании искупительной жертвы Христа. «Если бы не милосердие Бога, никто из нас не смог бы... обрести надежду на вечную жизнь» («Сторожевая башня», выпуск от 15.05.08, стр. 23–24, абз. 13).

·  Владимир, Мурманская обл. Прислано 01.11.2010

Дорогой брат Юрий! Спасибо за замечательные мысли, укрепляющие веру в нашего Творца. Достижения науки только подтверждают истину, которая записана в Библии. Но многое науке ещё не под силу, та же ДНК. Хотя, может быть, учёные расшифровали [генетический] код, но как это всё работает и взаимодействует – много белых пятен. И хотя в данной статье ты рассматриваешь вопросы совершенства и греха по отношению к человеку, не мог бы ты также обратить внимание на духовные личности (имеются ввиду ангелы)? Понимаю, что информации может быть мало, но всё же согласись, это тоже очень интересная тема для исследования. Спасибо за ответ.

Ответ автора: Тема, может быть, и интересная, но информации о телах духовных личностей у нас не просто мало, – её вообще нет. Всё, что мы знаем, – это то, что они не физические. Поэтому понять, например, как сказался грех Сатаны и демонов на их духовных телах сейчас, наверное, невозможно.

·  Александр Кудрявцев, г. Усть-Кокса (республика Алтай). Прислано 03.11.2010

Брат! Интересно, полезно. Вызывает много драгоценных размышлений и чувств. [...]

·  Фёдор, пос. Лазаревское. Прислано 03.01.2011

А как же слова из Бытие 3:22, где указывается на дерево жизни и на то, что если бы Адам съел с него, то стал бы жить вечно? Что подразумевается под этим деревом?

Ответ автора: Ответ на Ваш вопрос есть в статье, в подзаголовке «Как гены Адама потеряли совершенство». Поищите, пожалуйста, внимательнее.

·  Ирина К., г. Кохма (Ивановская обл.). Прислано 01.02.2011

И в этой статье нашла для себя много интересного и объясняющего. Также глубоко признательна и благодарна. Спасибо.

·  Светлана, г. Комсомольск-на-Амуре. Прислано 12.02.2011

Спасибо, брат Юрий. Очень интересная статья. Нашла для себя много новых мыслей. Никогда не задумывалась над тем, что произошло с телом Адама и что именно начал передавать Адам своим потомкам по наследству. Теперь я поняла сама и смогу объяснить другим, почему человек является грешным «от рождения». Оказывается, я имела неправильное представление об этом. Эта статья помогла мне ещё больше укрепиться в вере и в любви к Иегове. Я ещё больше убедилась в том, что только Он достоин быть правителем Вселенной.

·  Ольга Голубева, г. Москва. Прислано 02.03.2011

Спасибо вам большое за статью. Наконец-то я нашла ответ на вопрос, который никак не могла найти: зачем Иегова создал иммунную систему и гормональную стрессовую реакцию. Ведь если человеческий организм полностью совершенен и в раю нет вирусов, бактерий и других повреждающих факторов (как я считала раньше), то зачем тогда нужна система защиты нашего организма? Ещё раз большое спасибо.

·  Светлана Митина, г. Абадан (Туркменистан). Прислано 11.03.2011

Прочитала статью. Получила огромное удовольствие и объём дополнительных аргументов в пользу опять-таки этой замечательной книги – Библия, и очень благодарна, брат, за такой хороший труд. С твоего позволения, можно этой информацией делиться в проповеди, чтобы прославлять нашего Отца, Иегову Бога?

Ответ автора: Спасибо за отклик! Что касается использования материалов сайта, смотрите, пожалуйста, страницу откликов, отклик Ирины от 07.01.2010.

·  Рафик Ситдиков, г. Энсхеде (Нидерланды). Прислано 02.06.2011

Спасибо, брат! Статья мне очень понравилась. Простота и логичное изложение делают её понятной даже для людей, незнакомых с наукой. Стиль изложения похож на статьи из [журнала] «Пробудитесь». Лично меня она сильно укрепила и помогла глубже понять, как важно внимательно и регулярно читать публикации [Свидетелей Иеговы] и размышлять о прочитанном, связывая это с тем, что ты раньше знал. Большое спасибо за ссылки на публикации [Свидетелей Иеговы] и библейские стихи. Действительно, непредвзятая, искренняя наука подтверждает Слово Бога. Очень интересно читать и комментарии, где можно увидеть интересные вопросы и, конечно, аргументированные ответы. Хочу также поблагодарить тебя за скромность. [...]

·  (Имя не названо), г. Муром (Владимирская обл.). Прислано 01.08.2011

Мне интересно, где в Библии говорится о том, что животные в Раю умирали?

Ответ автора: Ответ на этот вопрос перенесён на отдельную страницу.

·  Михаил Корчагин, г. Алматы (Свидетель Иеговы). Прислано 09.08.2011

Дорогой брат Юрий, когда лет пять назад я размышлял, как передаётся грех от родителей к детям, я тоже думал, как и ты... Но сейчас я буду осторожнее: во-первых, мы так мало знаем о человеке (и вообще мы так мало знаем); во-вторых, я не нашёл ни в одной публикации [Свидетелей Иеговы] прямого утверждения о том, что грех записан на генном уровне. [...]

Ответ автора: Конечно, знаем мы мало, но всё же статья опирается не на домыслы, а на установленные научные факты. В свою очередь, мысли о генетической природе греха ясно видны в следующих фразах из публикаций Свидетелей Иеговы (список не полный, цитаты приведены для примера):

«Заявив о своей независимости, Адам и Ева нанесли непоправимый вред своим отношениям с Иеговой. Кроме того, грех оставил глубокий след в их телах и отразился даже на генном уровне» («Пробудитесь!», выпуск за июнь 2006, стр. 29);

«Словно надпись, высеченная на камне, грех глубоко отпечатался в генах наших прародителей. Поэтому они могли произвести на свет только несовершенных детей. Так как все дети Адама и Евы были рождены после согрешения, они унаследовали от своих родителей грех и смерть» («Познание...», стр. 58, абз. 13);

«Наша генетическая система содержит внутри себя несовершенство и смерть как результат греха Адама» («Сторожевая башня», выпуск от 01.04.92, стр. 7, абз. 6);

«Когда наши прародители восстали против Божьего надзора, они стали несовершенными грешниками. В соответствии с законами генетики, всё, что они могли передать своему потомству, было приобретённое несовершенство» («На самом ли деле Бог заботится о нас?», стр. 15, абз. 4).

Спасибо за желание улучшить статью!

·  Юльян, г. Вильнюс (Литва). Прислано 19.08.2011

Огромное спасибо за статью, перечитал несколько раз. До этого не совсем понимал как «пища» (запретный плод, но в тоже время совершенное создание Бога) могла сказаться на здоровье Адама и его потомков. С помощью выводов из статьи стали более понятными определённые мысли из публикаций [Свидетелей Иеговы] и вообще понятие первородного греха. Ещё раз спасибо.

·  Сергей, г. Берегово (Украина). Прислано 29.08.2011

1. Из статьи следует вывод, что любовь (любая из трёх древнегреческих) есть результат химических процессов, обусловленных геномом, и всегда можно сказать: «Извини, что я убил Авеля, у меня такие гены противные были, – из-за того что там было АТТАТ, а не АТААТ, я и не смог выбросить камень из руки».

Ответ автора: Из статьи такого вывода не следует. Чувства человека действительно обусловлены электрохимическими процессами, однако грех порождает лишь склонность делать зло. Человек контролирует свои поступки разумом, и всегда в состоянии делать это, если захочет. Следует помнить, что Бог справедлив и не привлекает человека к ответственности за действия, на которые он не мог повлиять.

2. В статье про Потоп ты говоришь, что не надо пытаться всё объяснить «физикой», было и чудо, а тут так и прёт наукой, никакого места чуду.

Ответ автора: Следует отличать ситуации, где чудеса есть и где их нет. В основном существование материального мира, в том числе и человеческого тела, обусловлено естественными процессами и подчиняется им. Мы говорим о чуде, когда Бог вмешивается в материальный мир вопреки его естественным законам (как в случае с Потопом). В отношении человеческого тела для подобных выводов оснований нет, что и показано в статье.

·  Еркебулан, г. Чимкент (Казахстан). Прислано 14.11.2011

Как приятно познавательна эта статья! Восхищён про высказывание на счёт использования разума в процентах, я и сам так думал! Более того, когда я посещал собрания, то высказывал своё мнение так же, говоря, что у Бога нет намерения занижать способности человека!

·  Галина. Прислано 22.11.2011

Спасибо, брат, за эту статью, она помогла понять глубже вопрос о грехе и совершенстве. А в вопросе о процентах ума я тоже до этого была в заблуждении.

·  Андрей Чичигин, г. Братск (Иркутская обл.). Прислано 02.12.2011

О несовершенстве (Адам стал таким или Творец определил): «Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её» (Римлянам 8:20–23).

Ответ автора: Покорение «суете», разумеется, было волей Бога, потому что именно он вынес такой приговор. Однако это совершенно не противоречит тому, каким образом Бог привёл свой приговор в исполнение – просто перестал заботиться о людях. То, что люди стали рабами несовершенства, было неизбежным следствием.

·  Яков, г. Самара. Прислано 09.12.2011

Очень хорошо, что в организации Свидетелей Иеговы есть такие здравомыслящие люди, которые могут сложные вещи разъяснить, разложить всё по полочкам. Ни в одной другой религии я не встречал таких. Они «уклонились от простоты во Христе» (2 Коринфянам 11:3).

·  Наталья, г. Энгельс (Саратовская обл.). Прислано 09.05.2012

Мне понравилась эта статья. Хочется попросить тебя опубликовать новые статьи. Буду ждать...

·  Дмитрий, г. Караганда. Прислано 01.08.2012, 08.08.2012

Здравствуйте, Юрий! Могу у вас спросить, почему мы говорим о совершенстве, когда обсуждаем, что потерял Адам? Из чего вытекает такой вывод на библейском обосновании? Спасибо. [...] Успехов Вам в ваших исследованиях и дальше!

Ответ автора: Следует признать, что Библия не так часто употребляет слово «совершенство» и ни разу не употребляет слово «несовершенство». Вместо этого, она чаще говорит о «грехе» (например, Римлянам 5:12, 18). Тем не менее, некоторые стихи показывают, что Адам был совершенным буквально.

Так, Второзаконие 32:4 говорит о Боге: «его дела совершенны». Понятно, что это относится и к творениям Бога, одним из которых был Адам. Кроме того, в Евреям 7:11 и 11:40 говорится, что люди в будущем станут совершенными. Так как посредством жертвы Христа люди будут избавлены от греха и приведены к тому состоянию, в котором первоначально был Адам, то вполне логично, что Адам тоже был совершенным.

·  Александр. Прислано 17.10.2012

Может быть, мы когда-нибудь всё это сможем узнать наверняка, но пока что можем только догадываться...

·  Наталия, г. Москва. Прислано 25.11.2012

Не могу согласиться с этим выводом: «Следует понимать, что этот важный спорный вопрос – вопрос о владычестве Бога – был поднят в тот момент, когда Адам и Ева ещё были совершенными». [...] Спорный вопрос был поднят после согрешения Адама, а не когда он был совершенным (смотри стр. 30–31 книги «Чему учит Библия»).

Ответ автора: Не совсем так. Об этом трудно судить по отдельно взятой фразе, вопрос нужно рассматривать целиком. Ниже представлена хронология развития каждого из трёх спорных вопросов, поднятых Сатаной (с указанием источников в публикациях Свидетелей Иеговы):

Спорный вопрос

Суть вопроса

Кем, когда поднят

Начал решаться

Решается до...

1. О владычестве
во Вселенной

По праву ли Бог занимает положение Владыки и действительно ли его правление самое лучшее?

Сатаной, словами из Бытие 3:4–5
wt 50, абз. 1–2 + вопросы к абзацам
bh 109, абз. 10
rs 328

После согрешения людей
bh 109, абз. 11–14
bh 31 абз. 9
kl 75, абз. 14–15

Конца Тысячелетнего правления
wt 54, абз. 8
w00 15.10. 19, абз. 13
w01 15.5. 7, абз. 1

2. О независимости
людей от Бога

Смогут ли люди, сами решая, что хорошо и что плохо, быть успешными без правления Бога?

Сатаной, словами из Бытие 3:4–5
wt 50, абз. 1–2 + вопросы к абзацам
kl 73–74, абз. 9, 13

После согрешения людей
w04 15.4. 5, абз. 4
dg 13, абз. 5–7

Конца этой системы вещей
wt 52, абз. 6
wi 17, абз. 12

3. О непорочности
разумных созданий
(в этой статье
не затрагивается)

На самом ли деле служители Бога слушаются его из любви, или они все отвернутся от Бога, если их подвергнуть испытаниям?

Сатаной, после согрешения людей (явно – позже, во дни Иова)
pe 105–107, абз. 3, 6
w07 1.1. 20, абз. 1

После согрешения людей
kl 75, абз. 14–15
pe 107, абз. 6

Конца этой системы вещей
w06 15.1. 28, абз. 9–10
dg 30, абз. 11–12
bh 119, абз. 14

Итак, основной спорный вопрос – вопрос о владычестве Бога – был поднят словами Сатаны из Бытие 3:4–5, то есть ещё до согрешения людей. Решаться он начал только после того, как люди согрешили; тем не менее, сами утверждения прозвучали ещё до этого, то есть тогда, когда люди ещё были совершенными. (Некоторые публикации иногда говорят, что вопрос «поднят» или «поставлен» после согрешения, поскольку без согрешения людей он по большому счёту не имел бы никакого значения и остался бы просто огульным утверждением, которое никто и никогда не стал бы доказывать.) То же самое касается и вопроса о независимости людей от Бога, который, по сути, является частью основного спорного вопроса и часто рассматривается вместе с ним.

Следует понимать, что само по себе непослушание Богу никаких спорных вопросов не поднимает. Оно просто провело бы к смерти, как и предупреждал Бог в Бытие 2:17. Все три спорных вопроса подняты именно утверждениями Сатаны, высказанными в разное время.

Таким образом, фраза, процитированная Вами из этой статьи, является верной. В любом случае, я ещё раз проверил всё сказанное в статье о спорных вопросах. Спасибо.

·  Марина, г. Ростов-на-Дону. Прислано 10.12.2012

Здравствуйте, Юрий! Спасибо огромное за анализ. Я нашла ответ и на вопрос, что именно потерял Адам (не просто отношения с Богом, а Его совершенную заботу), и на вопрос, как именно вера в искупительную жертву Иисуса Христа восстанавливает наше ДНК.

·  Раиса, г. Очёр (Пермский край). Прислано 28.12.2012

Юрий, благодарю за статью! Понятна и полезна была для меня. Благодарна «верному рабу» за таких братьев, как ты.

·  Cергей, г. Магадан. Прислано 07.01.2013

1. Здравствуйте! Меня интересует вопрос. В Библии говорится, что боли не будет в раю. Неужели человек никогда даже не ударится, не поцарапается и не споткнётся?

Ответ автора: С уверенностью можно сказать, что в раю прекратится рабство боли – любая боль, связанная с последствиями греха Адама (страдания из-за болезни, травм и т. п.). В этом нас заверяют такие стихи как Откровение  21:4 или Исаия 33:24. В остальном Библия не даёт точного ответа на этот вопрос. С одной стороны, человек будет жить под защитой Бога, а его поступки будут совершенными. С другой стороны, способность чувствовать боль заложена в нас самим Богом, и, значит, для чего-то нужна. Интересно, что в Бытие 3:16 Бог говорит женщине: «Я усилю боль твоей беременности». Обратите внимание, не «придам», а «усилю», так что можно подумать, что какая-либо боль была бы и без согрешения. В объяснении этого вопроса я боюсь выйти за рамки написанного. Можно смело доверять Богу в том, что в будущем сделает всё наилучшим образом. А лучший способ узнать ответ для нас – это дожить до этого времени и всё увидеть самим.

2. И ещё вопрос: почему Бог допускает, чтобы в других солнечных системах звёзды взрывались и возрождались? Многие люди утверждают, что Солнце не вечно, и у них есть веские причины так полагать. Заранее благодарю.

Ответ автора: Бог не просто это допускает, он именно таким и создал материальный мир. В нём нет ничего вечного, что могло бы существовать без его поддержки. Солнце не является исключением, и с грехом это никак не связано. Подробно этот вопрос рассматривается в статье «Второе начало термодинамики и вопросы сотворения».

·  Александр, г. Хабаровск. Прислано 01.03.2013

Мне казалось, что человеку не хватает «техобслуживания». Теперь я удостоверился в этом научно. У нас даже нет «инструмента» для этого. Да и «аккумулятор» слабоват.

·  Юлия, г. Москва. Прислано 15.04.2013

Случайно попала на этот сайт и с огромным интересом прочитала статью! Спасибо большое за твой труд! Нашла много информации для полезного размышления и ответы на вопросы.

·  Александр Марценковский (Свидетель Иеговы), г. Доманевка (Украина). Прислано 21.05.2013, 25.05.2013

Спасибо, статья на многое проливает свет! Мне яснее представлять, что есть совершенство. Имею также вопросы (так как вижу, что мыслишь смело) по поводу вырождения человечества как вида в силу прогрессирующего накопления и передачи генных мутаций.

1. Если человечество (грешное) из-за накопления генных мутаций постепенно и неизбежно должно выродиться, то над кем Сатана планировал быть «богом»? Думаю, Сатане и демонам хорошо известно устройство человека. А если так, то на что мог надеяться Сатана? Ведь дело было проигрышным от начала! Или ему такие особенности нашего организма были неведомы? Как считаешь, брат?

Ответ автора: Его титулы – «Сатана» («Противник»), «Дьявол» («Клеветник»), а также «Отец лжи» (Иоанна 8:44) – показывают, что, обвиняя Бога в несостоятельности и поднимая спорные вопросы, он не находится в самозаблуждении, а действовал намеренно и прекрасно понимал, что его слова – ложь. Скорее всего, они понимал и то, что люди без Бога умрут по анатомическим причинам. Ведь ангел, ставший Сатаной, существовал очень давно и прекрасно видел, что в материальном мире нет ничего вечного и всё приходит к своему концу, в том числе и животные. В какой мере он понимал, что люди вымрут как вид, нам, конечно, неизвестно. Но ясно то, что все его утверждения были продиктованы не заботой о людях, а лишь высокомерным желанием добиться власти хотя бы на какое-то ограниченное время, пока его утверждения не будут опровергнуты и он не будет уничтожен.

2. И, скорее всего, можно просчитать, через какой промежуток времени человечество (имею в виду отчуждённое от Бога) прекратит существование из-за тех же мутаций.

Ответ автора: Нет сомнений, что Творец так и сделал, прежде чем определил, сколько времени Он отведёт Сатане для доказательства поднятых им спорных вопросов. В статье есть ссылка на работу известного учёного, из которой следует, что человечество сейчас стоит на пороге такого вырождения. Из Библии же мы знаем, что время, отведённое Сатане, подходит к концу. Таким образом, к концу правления Сатаны станет ясно не только то, что люди не могут править сами собой в политическом и экономическом смысле, но и что они просто вымрут без Бога по чисто анатомическим причинам. Всё это даст однозначный и очень красноречивый ответ на спорный вопрос о возможности людей быть независимыми от Бога.

·  Юрий, г. Москва. Прислано 08.08.2013

Спасибо огромное! Я ещё раз убедился в том, что истина проста и логична!

·  Сергей, г. Магадан. Прислано 28.12.2013

Мне вот интересен вопрос на основании Бытие 3:16. С какой целью Иегова усилил родовую боль женщины? Может, это наказание с целью исправления?

Ответ автора: На самом деле Иегова не усиливал родовую боль женщин. Родовые страдания являются неким естественным последствием греха. Решение спорного вопроса о владычестве людей предполагает невмешательство Бога в их дела и состояние. В то же время Бог в Писании иногда говорит о чём-то, что он допускает, так, как будто он это создал. (См. «Сторожевая башня», выпуск от 15.07.95, стр. 11, абз. 7.)

·  Тони, г. Бишкек (Киргизия). Прислано 19.03.2014

Спасибо тебе огромное, брат, за эти драгоценные глубокие мысли, и благодарна тебе, что ты ими делишься с нами! Это очень важное понимание о совершенстве и Иегове – ещё раз убедилась, насколько он справедлив и никого ничего не лишал! Ликую в душе и не могу вместить в себя радость от нахождения твоего сайта и глубоких мыслей на нём! Пусть Иегова благословит тебя!

·  Ирина, г. Сумы (Украина). Прислано 18.02.2015

Очень рада, что получила ответ и на этот вопрос, хотя, честно скажу, особо не задумывалась, каким именно образом у Адама появился грех. Теперь вижу, что ты сделал правильные акценты и раскрыл тему просто и убедительно. Спасибо огромное.

·  Вячеслав, г. Алчевск (Украина). Прислано 08.03.2015

Очень понравилась статья. С помощью Библии, науки, логики и метода исключений показал, что Иегова не вкладывал в гены греховные склонности. Это показывает прекрасные качества Иеговы, его уравновешенность. Понравился пример с автомобилем и пари. Глубокие мысли помогают мне иметь убежденность и крепкое основание веры. Пусть Иегова благословит твои усилия!

·  Екатерина, г. Жуковский (Московская обл.). Прислано 08.04.2015

Очень важная статья! Интересная, доступная, с глубоко идущими выводами для тех, кто сам не может проанализировать такой объем информации (из-за того, что на 0,01% использует ресурсы своей памяти, а так же из-за того, насколько мы соответствуем нормам Бога). Для всех любознательных и тех, кто хочет ещё сильнее любить Создателя!

·  Наталья, г. Новороссийск. Прислано 21.12.2015

Добрый день. Помогите, пожалуйста, разобраться с вопросом о работе нашего мозга на 10%. Вы пишете, что это заблуждение и миф. А в книге «Существует ли заботливый Творец?» на стр. 62 читаю: «Некоторые неврологи полагают, что за жизнь средней продолжительности человек использует только сотую долю одного процента (0,0001) потенциальных возможностей своего мозга. Хороший повод задать вопрос: почему наш мозг обладает такими огромными возможностями, если за жизнь нормальной продолжительности мы можем использовать лишь ничтожную их часть?». Получается, публикация соглашается с тем, что мозг работает не на 100%? Спасибо.

Ответ автора: Нет. И заметка в этой статье, и подзаголовок в книге говорят об одном и том же – о неполном использовании (на 0.01%) возможностей нашей памяти в течение всей жизни. Производительность работы мозга книга не затрагивает. Разница между возможностями запоминания нашего мозга и производительностью его работы показана в статье.

·  Юрий, г. Краснокамск (Пермский край). Прислано 26.02.2016

Дорогой брат Юрий, приветствую! Начал готовить речь к Вечере, и моя жена мне говорит, что нужно рассказать о грехе Адама с новой стороны. И в этом мне очень помогла твоя статья «Кто лишил Адама совершенства?». Ты очень просто описал механизмы, происходящие в генах. Даже нам, «людям без образования и простым», всё было понятно. Спасибо тебе большое за научное объяснение. Желаем успехов во всём!

Ознакомьтесь с другими статьями на этом сайте

Хостинг: beget.ru  |  Всего визитов: 3162166, просмотров: 4082170