В КАКОЙ «ДЕНЬ» БЫЛИ СОЗДАНЫ СОЛНЦЕ, ЛУНА И ЗВЁЗДЫ?
Вопрос читателя:
В Бытие в самом начале Библии описывается, что Бог создал небо и землю. Только после этого создал наше Солнце, а позже Луну. Но до создания Луны на Земле росли растения, до создания Солнца на Земле была вода и т. д. По законам физики это невозможно, т. к. без Солнца нашу планету отнесло бы к более крупному объекту и, возможно, сожгло, без Луны не смогли бы расти деревья и прочее. [...] Возможно, это было чудо Бога при создании? Или я ошибаюсь? Могли бы вы мне немного помочь в этом вопросе, чтобы утвердить веру?
– Игорь Кренауер.Прислано 19.05.2012
Ответ автора:
Есть два момента, которые следует учесть, чтобы правильно понять последовательность действий первой главы книги Бытие.
Во-первых, из повествования первой главы Бытие видно, что события в ней излагаются с точки зрения земного наблюдателя – так, как мы видели бы их, если бы всё это время находились на поверхности Земли.
На это указывают, например, следующие факты. В стихе 16 Солнце и Луна названы «великими светилами». Причём, как видно из стиха, «великими» они являются в сравнении со звёздами, «созданными» в тот же день. Однако сегодня мы знаем, что многие звёзды и размерами, и массой гораздо больше нашего Солнца (смотрите сравнительную иллюстрацию справа). Луна в сравнении с ними и вовсе ничтожна. «Великими» они являются только при взгляде с Земли или вблизи неё.
Кроме того, стихи 14–17 говорят, что Бог поместил светила «на тверди небесной», или, в других переводах, «в небесном пространстве». Из стихов 6–8 следует, что эта «твердь» или «пространство», именуемая также «небом», имеет ограниченную толщину, а из стиха 20 – что по ней летают птицы. Ясно, что речь здесь идёт об атмосфере. Солнце и Луна не находятся в атмосфере. Они выглядят как находящиеся в атмосфере только при наблюдении с поверхности земли.
Во-вторых, некоторые особенности еврейского текста показывают, что события в стихах 14–16 не были таким же обособленным актом творения, какими были некоторые другие действия в течение творческих «дней».
Так, в Бытие 1:1, 21, 27 и других стихах используется слово ברא (бара), означающее «творить, образовывать» и применяющееся к тому, чего до этого нигде не существовало (например, в 1:1 – «небо и земля», 1:21 – животные, 1:27 – люди). Однако в стихе 16 (касательно «создания» светил) стоит слово ויעש (вайасе) – форма слова עשה (асса), означающего, например, «работать, заниматься», «делать» и совсем не обязательно связанного с сотворением чего-либо нового. По этой причине многие переводы Библии принципиально используют в стихе 16 другое слово, отличное от «сотворил» (например, «создал», «сделал» и т. п.).
Другими словами, Библия не утверждает, что Солнце, Луна и звёзды были буквально сотворены в четвёртый творческий «день». Это повествование может, например, означать, что благодаря каким-то действиям Бога они стали видны как обособленные источники света (до этого мог быть виден только их свет, но не они сами). Такое толкование хорошо согласуется со словами самого Бога: «Пусть в небесном пространстве появятся светила... И пусть они служат светилами в небесном пространстве, чтобы светить на землю» (стихи 14, 15). Заметьте, Бог сказал, что эти светила появятся не вообще, а именно «в небесном пространстве».
Кроме того, слово «создал» в еврейском оригинале стоит в форме, указывающей на продолжающееся действие в будущем. По смыслу фраза «создал светила» более точно переводится как «начал создавать светила» или «перешёл к созданию светил», и некоторые переводы Библии так этот текст и передают (в т. ч. «Перевод нового мира с примечаниями», англ., обоснование такого перевода на стр. 15, 1572–1573).
Другими словами, «создание» светил занимало продолжительное время от начала четвёртого творческого «дня».
Таким образом, объединив эти два момента, можно сказать, что в четвёртый «день» Бог не создал Солнце, Луну и звёзды впервые, а попросту сделал эти ранее существовавшие астрономические объекты видимыми с точки зрения земного наблюдателя.
Звёзды, Солнце и Луна являлись частью «неба», о создании которого говорится в стихе 1 первой главы Бытие. Однако к моменту начала творческих «дней» свет этих светил не достигал поверхности Земли (стих 2), так как, по всей видимости, земная атмосфера была непрозрачна (например, из-за облаков, сажи и т. п.).
В первый творческий «день» свет Солнца стал доходить до поверхности планеты. Стихи 3–5 говорят, что сразу же появились светлый день и тёмная ночь, что, между прочим, означает, что Земля уже вращалась вокруг своей оси рядом с Солнцем (как и сегодня).
К третьему «дню», по-видимому, атмосфера расчистилась настолько, что доходящего до поверхности земли света было достаточно для роста первых растений (стихи 11–12). Однако небесные светила по-прежнему были невидимы с земли.
Наконец, во время четвёртого творческого периода Солнце, Луна и звёзды стали видны и могли начать прямо светить на землю. При этом процесс достижения атмосферой такой прозрачности занял некоторое время в течение этого «дня» (стихи 14–19) и стал завершающей стадией её полного очищения.
Как я уже отмечал на других страницах этого сайта, Библия в основном не является источником знаний о физическом устройстве мира. Наоборот, записанное в ней следует понимать исходя из того, что мы знаем о мире (если, конечно, какое-то событие не описывается как явное чудо). Сегодня в отношении звёзд, Солнца и Земли мы знаем, что звёзды и Солнце появились раньше Земли, и, как мы увидели, эти знания прекрасно согласуются с тем, что записано в первой главе библейской книги Бытие.
Вам понравилась страница?
Поделитесь ей с Вашими друзьями: