Содержание   Блог   Вопросы читателей   Индексы   Видео

   Список тем   Об авторе   Контакты   Отклики

 

Религия и наука

Кто лишил Адама
совершенства? >>

Где находились воды
Всемирного потопа? >>

Были ли дожди и радуга
до Всемирного потопа? >>

О продолжительности жизни и близкородственных связях в книге Бытие >>

Примеры научных фактов
в Библии >>

Второе начало термодинамики и вопросы сотворения >>

Какой перевод Нового Завета лучше? >>

Религия и общество

Что говорят специалисты о Свидетелях Иеговы >>

Насколько православна православная Россия? >>

Альтернативная служба в РФ: вехи становления >>

Информационные разделы

Научно-популярный блог >>

Вопросы читателей >>

Индексы web-страниц >>

Видеоколлекция >>

Для души

Христианская поэзия >>

Статьи на сайте-спутнике

Что такое дружба? >>

Дружба в Библии >>

Энциклопедия дружбы между мужчиной и женщиной >>

 

 

 

 

ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ЛИ ОБЩИЕ ТИТУЛЫ БОГА И ХРИСТА О ТОМ, ЧТО ХРИСТОС И ЕСТЬ БОГ?

Вопрос читателя:

Такие титулы, как Господь, Творец, Свет, Судия, Спаситель (и ещё много других) в Ветхом Завете относились к Богу, а в Новом Завете они приложены к Иисусу Христу. На каком, спрашивается, основании, [если он не Бог]?

– Георгий, г. Москва. Прислано 16.04.2012

 

Ответ автора:

Действительно, существует ряд титулов, которые в одинаковом виде применяются в Писании как к Отцу, так и к Сыну, Иисусу Христу. Иногда с помощью этого пытаются доказать, что Иисус является Богом, особенно ввиду того, что некоторые из этих титулов могут, как кажется, принадлежать только одному лицу.

Рассмотрим приведённые Вами титулы по отдельности в свете того, позволяют ли они отождествить Иисуса Христа с Богом.

 

ГОСПОДЬ

·  «Истинный Господь, Иегова воинств» (Иезекииль 1:24) – титул применяется к Отцу.

·  «Есть только... один Господь, Иисус Христос» (1 Коринфянам 8:6) – титул применяется к Сыну.

Греческое слово «κυριος» («кириос»), согласно словарю Баркли М. Ньюмана, переводится как «1) Господь (о Боге и о Христе); 2) господин..., хозяин, владелец», то есть как тот, кто имеет власть. Это слово применяется не только к Богу или к Христу, но и к наделённым властью людям, в том числе к христианам I века, имевшим в подчинении рабов (Бытие 44:16, 33, Исход 21:8 в Септуагинте; Деяния 16:16, Эфесянам 6:5, 9; Колоссянам 3:22). Любопытно, что в стихе Эфесянам 6:9 словом «κυριος» («господин») по отношению к рабу-христианину называются одновременно и его господин из людей, и Иисус Христос. Это, между прочим, указывает, что цитату из 1 Коринфянам 8:6 не стоит вырывать из контекста и трактовать чрезмерно буквально.

Господь Иегова, безусловно, имеет власть. Более того, только к Иегове (и никогда – к Христу) применяется титул «Владыка» («Вседержитель»). Он является верховной властью, над ним нет другой, более высокой власти. А что можно сказать о Христе? Он сам сказал о себе: «Мне дана вся власть на небе и на земле» (Матфея 28:18). Обратите внимание на слово «дана». О чём оно говорит? О том, что 1) раньше у Иисуса не было власти; 2) в какой-то момент он её получил; 3) над ним, следовательно, есть более высокая власть (1 Коринфянам 11:3). Таким образом, власть Господа Иисуса имеет принципиальную разницу с властью Господа Иеговы. По этой причине отождествлять Иисуса и Иегову друг с другом нельзя.

Наконец, все точки над «i» в этом вопросе расставляет стих Деяния 2:36: «Бог сделал его Господом и Христом, этого Иисуса». Он чётко показывает, что Господь Бог и Господь Иисус – это две разные личности, что Иисуса Господом сделал Бог и, следовательно, что попытка сделать Христа Богом, играя его титулом «Господь», лишена всякого логического основания.

 

ТВОРЕЦ

Титул «Творец» к Иисусу в Библии напрямую вообще не употребляется. Этим словом называется только Иегова (Исаия 43:15).

В отношении роли Христа в сотворении Библия говорит, что всё «было сотворено через него» (Колоссянам 1:16). Эта мысль передаётся здесь греческими словами «εν», одно из значений которого – «посредством» (Словарь Дворецкого), и «δι» («δια») – «через, посредством, с помощью» (словарь Баркли М. Ньюмана). То есть, этот стих указывает на роль Иисуса в качестве посредника, а не источника при сотворении. Словосочетание «он сотворил [что-либо в физическом плане]» используется в Писании только по отношению к Богу, в том числе и в Греческих Писаниях (Откровение 4:11).

 

СВЕТ

·  «Иегова – мой свет» (Псалом 27:1) – титул применяется к Отцу.

·  «Я – свет для мира» (Иоанна 8:12) – титул применяется к Сыну.

Использование такой логики для того, чтобы отождествить Отца и Сына, подобно следующему высказыванию: раз отец Иисуса – плотник, и Иисус – плотник, то отец Иисуса – это и есть сам Иисус. Кроме того, Иисус сказал ученикам: «Вы – свет миру» (Матфея 5:14). Делает ли это учеников равными Иисусу или показывает ли, что ученики – это и есть сам Иисус?

 

СУДЬЯ

·  «Иегова – наш Судья» (Исаия 33:22) – титул применяется к Отцу.

·  «Он есть определённый Богом судья живых и мёртвых» (Деяния 10:42) – титул применяется к Сыну.

Думаю, ответ ясен уже из второй цитаты: Иисуса на роль судьи определил Бог. Об этом также говорит и Иоанна 5:22: «Отец не судит никого, но весь суд передал Сыну».

Это, между прочим, снова показывает чёткую разницу между Отцом и Сыном, вместо того чтобы их отождествлять. Ведь до того как Отец передал суд Сыну, Иегова был судьёй, а Иисус – нет!

 

СПАСИТЕЛЬ

·  «И всякая плоть узнает, что я, Иегова, – твой Спаситель, твой Выкупающий» (Исаия 49:26) – титул применяется к Отцу.

·  «Сегодня в городе Давида родился ваш Спаситель – Христос Господь» (Луки 2:11) – титул применяется к Сыну.

И снова эти два отрывка связываются одним стихом: «Бог возвеличил его до своей правой руки как Предводителя и Спасителя, чтобы Израиль мог раскаяться и получить прощение грехов» (Деяния 5:31). И снова этот стих показывает, что Иисус является не Богом, а отдельной, подчинённой ему личностью, при этом когда-то Иисус Спасителем не являлся.

Иегова проявлял себя как Спаситель самыми разными способами. Одним из них было то, что он «отдал своего единородного Сына, чтобы каждый, кто проявляет в него веру, не погиб, но имел вечную жизнь» (Иоанна 3:16). Роль Иисуса как Спасителя была в том, что он «отдал себя за нас» в качестве такой искупительной жертвы (Титу 2:14). Другими словами, роль Отца и Сына как Спасителей отличается.

 

ДРУГИЕ ТИТУЛЫ

Можно вспомнить и иные титулы, присущие одновременно и Богу, и Христу, например, «Царь», «Учитель», «Пастырь», «Наставник», «Первый и последний» и другие. Во всех таких случаях мы обнаружим, что либо Бог передаёт одно из своих полномочий Иисусу (как было с «Господом» или «Судьёй»), либо эти титулы попросту имеют разный смысл (как было со «Спасителем»). И в том, и в другом случае отождествлять Бога и Христа как одну и ту же личность будет неуместно.

Таким образом, ни одно из приведённых Вами совпадений титулов Отца и Сына не позволяет отождествить их друг с другом. Более того, их детальное рассмотрение зачастую приводит нас к прямо противоположным выводам.

 

Вам понравилась страница?
Поделитесь ей с Вашими друзьями:

Код для вставки на сайт или блог

Код для вставки на форуме

Другие сервисы: 

Сайт в социальных сетях:
ВКонтакте | Одноклассники

Нравится

Предыдущий вопрос: Говорит ли о божественности Христа стих Римлянам 9:5?

 

К списку вопросов

 

Раздел «Вопросы читателей» открыт 1 января 2012 года.

Все материалы этого раздела могут свободно использоваться, однако при их использовании обязательна активная и индексируемая ссылка на источник.

 

Материалы сайта по теме «Троица и божественность Христа»:

·  Говорит ли о божественности Христа стих 1 Тимофею 3:16? (вопросы читателей)

·  Говорит ли о божественности Христа стих Римлянам 9:5? (вопросы читателей)

·  Свидетельствуют ли общие титулы Бога и Христа о том, что Христос и есть Бог? (эта страница)

·  Говорит ли 2 Коринфянам 13:13, что святой дух – личность? (вопросы читателей)

·  Кому следует молиться согласно Иоанна 14:13–14? (вопросы читателей)

·  Говорит ли о божественности Христа стих Филиппийцам 2:6? (вопросы читателей)

·  Кто говорит слова из Откровения 1:8? (вопросы читателей)

·  Стихи, традиционно используемые для доказательства учения о Троице (веб-индекс библейских стихов)

Ознакомьтесь с авторскими статьями на этом сайте

Хостинг: beget.ru  |  Всего визитов: 3167915, просмотров: 4090630