Слово «рудиментарный» в переводе с латинского означает «зачаточный», «недоразвитый», «остаточный». К такого рода образованиям биологи относили те анатомические структуры, которые, в соответствии с учением Дарвина, достались человеку от его далёких предков, потеряв при этом свои первоначальные функции и став бесполезными.
Ещё в начале XX столетия учёные насчитывали около 180 «бесполезных» органов и анатомических структур, якобы вносящих дисгармонию в организм. Биолог Илья Мечников назвал «бесполезными и вредными» такие жизненно важные анатомические структуры, как миндалины, аппендикс, тимус (вилочковая железа), эпифиз (шишковидная железа), коленные мениски и другие органы. Если учёным не удавалось определить функцию органа в организме, его считали рудиментом. Неудивительно, что с ростом научных знаний список таких органов становился всё меньше и меньше. Сегодня многие учёные считают, что его пора полностью упразднить: оказалось, что большинство так называемых рудиментов выполняют даже не одну, а несколько важных функций! Удали их – и у человека начнутся большие проблемы со здоровьем.
В предыдущей записи Вы могли прочитать об истории подобных взглядов на аппендикс человека. В этой записи Вы сможете увидеть, как в целом развивалась история «рудиментирования» и «недоразвитости» человеческих органов и их последующей «реабилитации».
«ПЕРЕВОРОТЫ» В КИШЕЧНИКЕ
В самом конце XIX столетия французского врача Франца Гленара осенила идея: если наши далёкие предки ходили на четырёх лапах, то расположение органов пищеварительной системы должно плохо сочетаться с нашей теперешней вертикальной походкой. Гленар приступил к хирургическому этапу воплощения идеи в жизнь. Больным, жаловавшимся на боли в животе и прочие недуги пищеварительной системы, предлагалась хитроумная операция, цель которой – внесение изменений в конфигурацию желудочно-кишечного тракта, то есть его переворот. То, что после этого человеку становилось хуже, учёному, находившемуся во власти своего заблуждения, казалось несущественным.
Следующим этапом были возникшие в начале XX века представления о медленном отравлении организма продуктами жизнедеятельности гнилостных бактерий, находящихся в слепой кишке. Нобелевский лауреат Илья Мечников полагал, что пищеварительная система человека, сложившаяся на предыдущих этапах эволюции, плохо приспособлена к современному рациону. «Теперь уже нет ничего дерзновенного в утверждении, что не только слепая кишка со своим придатком, но даже все толстые кишки человека излишни в нашем организме и что удаление их привело бы к очень желательным результатам», – писал он в «Этюдах о природе».
Вдохновлённый идеей нобелевского лауреата, английский хирург Уильям Лэйн решил воплотить её в жизнь. Вначале он осуществил операцию по исправлению «ошибки природы», изменив место соединения тонкой кишки с толстой. Далее он стал удалять всю толстую кишку, полагая, что эта операция освободит организм от находящихся там гнилостных бактерий и поспособствует лечению целого ряда болезней, начиная от язвы двенадцатиперстной кишки и кончая шизофренией. Лэйн провел свыше 1000 таких операций; десятки его последователей, как пишут исследователи, «оставили несчётное число жертв», среди которых были и умершие. Только в 30-е годы XX века в медицинских учебниках стали появляться критические заметки по поводу деятельности последователей Гленара и Мечникова-Лэйна. Однако хирургическая практика такого рода продолжалась вплоть до пятидесятых годов ХХ столетия, пока, наконец, не выяснилось, что в толстом кишечнике происходит ряд важных процессов: всасывание воды и солей из продуктов пищеварения, синтез витаминов, что в итоге способствуют повышению иммунитета и укреплению противораковой защиты.
ОТРЕЗАЕМ «ЛИШНЕЕ»
Как ни удивительно звучит сказанное выше, но оно может показаться лишь мелким эпизодом по сравнению с тем, что пришлось «пережить» другим «рудиментарным» органам. За то время, которое понадобилось учёным для понимания роли «лишних» органов, бессчётное число людей поплатилось за их взгляды своим здоровьем и жизнью. А тем временем с ростом научных знаний список «лишних» органов становился и становится всё короче...
Копчик. Даже в современных учебниках биологии копчик часто называется «остатком редуцированного хвоста». Однако исследования показали, что копчик служит важным местом прикрепления тазовых мышц, отвечающих за систему поддержки внутренних органов. Если бы копчика и связанной с ним мышечной системы не существовало, людям понадобилась бы принципиально другая система поддержки внутренних органов. Но понять это медики смогли только после того, как прокатилась волна моды на операции по удалению копчика – с самыми плачевными последствиями: у пациентов, перенесших операцию по удалению копчика, более чем в половине случаев начиналось опущение внутренних органов и проблемы с позвоночником.
Ещё пара слов об аппендиксе. Много лет подряд американцы удаляли его всем новорождённым. Теперь уже известно, что аппендикс играет важную роль в работе иммунной системы. Аппендикс состоит из лимфатической ткани, поэтому помогает организму бороться с инфекциями (особенно в первые годы жизни), а также продуцирует фермент для регуляции перистальтики толстого кишечника. Исследователи отмечают, что расположение аппендикса около соединения тонкой и толстой кишок, в частности, защищает тонкую кишку от бактерий, населяющих слепую кишку.
Миндалины. Больше всех досталось миндалинам, которые очень долго считались рудиментами. Американские хирурги удаляли их новорождённым вместе с аппендиксом. А когда в 50-х годах прошлого века разразилась эпидемия полиомиелита, прооперированные детишки болели тяжелей и умирали первыми.
Лишь в последние десятилетия выяснилось, что миндалины – это первая пограничная зона для микробов. Углубления в миндалинах (крипты) являются «лабораторией», где распознается антигенный состав того, что мы выпиваем, съедаем и вдыхаем. Здесь же вырабатываются защитные белки. Если миндалин не будет – одним барьером для микробов станет меньше. Недаром же те, кто расстался с гландами, уязвимее к инфекциям, их чаще подстерегают болезни органов дыхания. Есть сообщения о том, что миндалины защищают от рака верхних дыхательных путей, пищеварительного тракта и лёгких. Из гланд удалось выделить белковые соединения, способные убивать каждую пятую раковую клетку.
Сотрудники Нью-Йоркской онкологической службы вскоре обнаружили, что люди с удалёнными миндалинами почти в 3 раза больше подвержены некоторым злокачественным заболеваниям. Такая же склонность к онкологическим болезням наблюдается и у людей с удалённым аппендиксом. Так, после обследования нескольких сотен больных различными формами рака выяснилось, что у 84 процентов из них аппендикс был удалён. В контрольной группе он отсутствовал только у 25 процентов.
А тем временем «ненужные» миндалины были вырезаны у десятков миллионов людей. Только в США в 30-х годах прошлого века их удалили более чем у половины детей! Американские специалисты признают: из каждого миллиона жителей США, у которых миндалины были удалены, 999 тысячам это было ни к чему.
Тимус. Стало известно, что тимус (вилочковая железа) – важный орган иммунитета. Образующиеся в костном мозге стволовые клетки, попадая в тимус, превращаются в Т-лимфоциты – клетки-киллеры, уничтожающие бактерии и вирусы. К тому же тимус – «сотрудник» эндокринной системы, вырабатывающий гормон тимозин, подобный инсулину. Если у новорожденных этот орган размером с сердце, то со временем он постепенно уменьшается и у взрослых превращается в жир. Но иммунитет к микробам, с которыми тимус встретился, остаётся на всю жизнь.
Селезёнка. Была реабилитирована и селезёнка. Оказывается, она не только отвечает за клеточный и гуморальный иммунитет, но и является естественным фильтром, очищающим кровь. Фильтрующие свойства этого органа применяют как метод лечения сепсиса, пропуская кровь больного через селезёнку свиньи.
В науке даже самые надёжные научные факты и теории подвергаются проверке временем, и что-то неизбежно пересматривается и отвергается. Более ста лет понадобилось учёным, чтобы прийти к выводу, что в организме человека нет ничего лишнего, а есть органы, о назначении которых мы пока просто не догадываемся. Но какой ценой?!...
В общем, неудивительно, что у современных хирургов остаётся всё меньше и меньше желания отрезать «лишние» органы.