ПО ДАННЫМ СМИ, ГЛАВНЫЙ СЕКТОВЕД РОССИИ ДВОРКИН ИМЕЕТ ПСИХИАТРИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ
В России разгорается громкий скандал: в Интернете в открытом доступе оказались медицинские документы известного «сектоведа», президента Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александра Леонидовича Дворкина. Как следует из опубликованной медкарты, Дворкин длительное время находился на учёте с диагнозами «циклотимия» (форма маниакально-депрессивного психоза), «патологическое развитие личности», «подозрение на шизофрению» и «психофизический инфантилизм». В течение четырёх лет (1973–1977) он наблюдался в Психоневрологическом диспансере №3 (г. Москва), из которых в 1974 году месяц провёл на стационарном лечении в Московской Психиатрической больнице №14. На страницах истории болезни Дворкина можно прочесть: «пытался покончить жизнь самоубийством, ушёл из дома, появился страх перед темнотой, принимает предметы за людей, слышит одну и ту же мелодию в голове, испытывает ощущение, что за спиной "кто-то стоит"», и так далее.
Позже «больной был вынужденно снят с психиатрического учёта без соответствующих показаний врача в связи с иммиграцией в США», в связи с чем информация о дальнейшем развитии диагностированных у него заболеваний обрывается. В США Дворкин провёл 17 лет, получив американское гражданство, после чего в 1992 году вернулся в Россию.
Газета «Труд» ссылается на экспертизу документов Дворкина, проведённую Государственным научным центром социальной и судебной психиатрии (ГНЦССП) им. В.П. Сербского, г. Москва (ведущее психиатрическое экспертное учреждение России). В отношении профессиональной пригодности Дворкина к научной и экспертной деятельности выводы экспертов Минздрава однозначны: «непригоден в силу невозможности проявления должной степени ответственности, подчиняемости и исполнительности. Исследуемый наверняка не затруднится принять решение высокой важности, однако основано оно будет на его личных крайне субъективных взглядах, отвлечься от которых и действовать согласно имеющемуся регламенту и общепринятым представлениям он не может. [...] Сколько-нибудь серьёзная научная деятельность также недоступна исследуемому, однако не следует забывать о склонности больных такого круга к "изобретательству" и "реформированию", которое может выглядеть научно обоснованным для неподготовленной аудитории». Больной не может адекватно оценивать последствия своих действий, а также нести за них ответственность. Согласно экспертизе, выявленные заболевания не поддаются излечению и могут приходить только в состояние временной ремиссии (облегчения). «Больной нуждается в постоянном непрерывном наблюдении у психиатра (посещение ПНД не реже 1 раза в 2 месяца, при необходимости – госпитализация в психиатрическую больницу)».
Несмотря на это, Дворкин не только является автором многих книг по так называемому «сектоведению» (официально подобной науки никогда не существовало), но и занимает руководящие должности в ряде общественных организаций.
Имеющее место пристальное внимание прессы к факту болезни Дворкина неслучайно. Дебаты вокруг неоднозначной личности Дворкина идут уже давно. Его нередко обвиняют в разжигании религиозной ненависти посредством распространения недостоверных сведений о различных религиозных общинах. Основой работой Дворкина называют поиск и распространение через СМИ разного рода скандальных сведений о последователях неправославных религиозных организаций, которые Дворкин называет «тоталитарными сектами». За время этой работы Дворкин успел столкнуться не только с новыми религиозными объединениями (кришнаиты, мормоны, Свидетели Иеговы и т. д.), но и с представителями вполне традиционных мировых религий, включая буддизм, отдельные течения христианства и ислам. Против ислама Александр Дворкин не так давно даже запустил цикл своих лекций, первая же из которых вызвала настоящий скандал в мусульманской среде.
Свою деятельность по критике религиозных движений Александр Дворкин начал в 1992 году сразу после возвращения из США. Уже спустя год он открыл первый в стране антисектантский центр. К 2006 году подобные центры появились в других городах России, и тогда была основана Российская ассоциация центров по изучению религий и сект (РАЦИРС), насчитывающая на сегодняшний день около 25 филиалов из России, Белоруссии, Украины и Казахстана. Отдельных членов ассоциации часто обвиняют в разжигании межрелигиозной вражды.
Одновременно Дворкин занимает должность вице-президента Европейской федерации центров по исследованию и информированию о сектантстве (FECRIS), имеющей статус консультанта при Совете Европы и ООН.
Именно Дворкину приписывают изобретение ярлыка «тоталитарная секта», который он избирательно навешивает на неугодные ему религиозные (и не только религиозные) организации. Постепенно «сектоведение» превратилось в политический инструмент для дискредитации противников, и за счёт усилий Дворкина термин «секта» давно потерял чисто религиоведческий смысл.
Различные источники сообщают о пагубных последствиях деятельности Дворкина, включая насилие на религиозной почве, в том числе в семьях. Высказывания Дворкина уже признавались судом «не соответствующими действительности и порочащими», в других случаях вызывали массу критики со стороны. Дворкина критикуют не только представители религиозных организаций, но и учёные-религиоведы (например, доктор философских наук, профессор М.О. Шахов; доктор философских наук С.И. Иваненко).
Юрист Михаил Фролов говорит о Дворкине: «У меня был опыт общения с ним, и он мне показался действительно человеком неадекватным. Я не считаю, что дана какая-то власть господину Дворкину, и не считаю, что он самостоятелен даже в своей борьбе с сектами. Кто-то разрешает ему это делать, кому-то это выгодно. Я знаю, что даже в его конфессии – то есть Русской Православной Церкви – далеко не все им довольны. Я считаю, что его деятельность наносит вред России, потому что он учит людей ненавидеть друг друга за разность религиозных взглядов».
Тем не менее, в 2009 году Дворкин был избран на должность председателя Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ, что среди профессиональных религиоведов вызвало целую волну протеста.
Интересно, что в 1970-х при обучении в Московском педагогическом институте Дворкин был отчислен за неуспеваемость. Позже, в 1997 году, Дворкин приглашался для чтения лекций студентам церковного отделения факультета журналистики МГУ, однако контракт с ним не был продлён «ввиду отсутствия у него соответствующего образовательного уровня..., необходимого для ведения преподавательской работы в университете». Тем не менее, отсутствие образовательного уровня, необходимого даже для чтения лекций журналистам, не мешает Дворкину занимать должность эксперта при Минюсте РФ и оказывать влияние на судьбу сотен тысяч граждан России.
Возникает вопрос: можно ли доверить должность эксперта человеку, долгое время лечившемуся в психиатрическом заведении? К каким результатам будут приводить его решения?
«Независимая газета» в статье «Особенности российского сектоведения: от дурдома до Минюста» отвечает на это так: «Можно предположить, что "объективная религиоведческая экспертиза", которую даёт Александр Дворкин, по сути – лотерея. Неизвестно, насколько "в себе" находился эксперт на момент вынесения решения, и мог ли он давать себе отчёт о своих деяниях в принципе».
Вопрос о том, почему биография сектоведа не была проверена перед его назначением в качестве эксперта Минюста, остаётся открытым. Теперь очевидно, что прежде чем производить назначения, прошлое экспертов, равно как и их текущая деятельность, должны изучаться более тщательно.