Вопрос о хищниках в новом мире: что Бог считает грехом для животных? Ведь акула совершенна как хищник... Считает ли Бог поедание одних животных другими грехом [т. е. изъяном, отклонением от своих норм]?
– Сергей.Прислано 10.06.2009
У меня возник вопрос, который касается Потопа. В животном мире среди хищников существует немало примеров различных приспособлений для охоты, а также различных инстинктов, которые не могли возникнуть сами по себе после Потопа. Считается, что до Потопа хищников не было, а после Потопа всё ещё продолжался «седьмой день отдыха», и поэтому Иегова ничего уже не творил. Как можно объяснить подобные факты? Буду благодарен за ответ.
– Антон, г. Фастов (Украина).Прислано 17.05.2013
Ответ автора:
Организм акулы и других хищников действительно идеально приспособлен для поедания мяса. Однако раньше это могло иметь ещё одно важное назначение. Известно, что животные в раю умирали. Тело любого умершего, разумеется, разлагается. Можно представить себе, сколько лет мог бы доставлять дискомфорт всему окружающему разлагающийся труп слона, бегемота или кита. Одной из функций нынешних хищников могло быть физическое уничтожение трупов умерших животных ещё до того, как они начнут разлагаться. Кстати, на счёт акул достоверно известно, что они и сегодня едят падаль. Для акулы нетрудно разгрызть даже огромный панцирь умершей морской черепахи, чтобы съесть её мясо. То же касается и других хищников. «Крокодилы питаются падалью, они очищают реки, озера, а также прибрежную зону от трупов животных и рыб. Таким образом поддерживается чистота в водоёмах» («Пробудитесь!», выпуск от 08.03.05, стр. 12–13). Падалью питаются и многие птицы, выполняя этим роль санитаров. Я предполагаю, что эта функция нынешних хищников в раю могла иметь большое значение.
Мы не можем утверждать, что в раю вообще никакие животные не ели заживо никаких животных (например, киты планктон или лягушки мух) – это неизвестно. Однако основным рационом всех крупных животных в раю была растительная пища (Бытие 1:30).
Последнее вполне можно обосновать научно. Согласно основной гипотезе о водах Всемирного потопа, до Потопа Землю окружал пароводяной купол, который при этом создавал повышенное атмосферное давление. Известно, что при повышенном давлении пищеварительные процессы идут более эффективно, в результате чего как человек, так и животные могли довольствоваться растительной пищей. После Потопа (в условиях более низкого атмосферного давления) человеку и многим животным растительной пищи стало недостаточно, потребовалась более питательная животная пища. Трупов животных при этом могло уже не хватать на всех (конечно, не учитывая людей – они падалью не питались). Для выживания потребовалось «обучаться» охоте, поэтому соответствующие инстинкты могли выработаться (либо проявиться, если уже существовали, но не использовались) и закрепиться в силу физиологического голодания. В будущем раю паровой купол, по всей видимости, будет восстановлен (так как он был частью мероприятий «шести творческих дней», целью которых было сделать Землю пригодной для жизни). Следовательно, и люди, и животные смогут снова физиологически довольствоваться растительной пищей. Поэтому в раю инстинкты хищников, связанные с охотой, могут быть искоренены из их генов.
Кроме того, многие органы, которые сегодня используются животными для охоты, раньше могли использоваться для других целей. Например, комары, сосущие кровь, и сегодня могут прекрасно питаться соком растений. Многие животные после Потопа могли приспособить имевшиеся органы для целей охоты.
Хочу подчеркнуть, что всё сказанное выше является предположениями. Кроме того, сказанное касается того, что было в раю (это следует из Бытие 1:30), но нам неизвестно, что было до создания райского сада и даже после, но за его пределами. Окончательные ответы на эти вопросы мы узнаем только когда, как обещает Библия, рай на земле будет восстановлен.
Резюмируя и отвечая на вопрос Сергея, важно подчеркнуть: те случаи, когда сейчас животные едят друг друга, будут проявлением несовершенства (изъянами), если это является отклонением от первоначального замысла и воли Бога.
Свидетели Иеговы могут ознакомиться с ответом на аналогичный вопрос в журнале «Сторожевая башня», выпуск от 01.08.71, стр. 127–128 («Вопросы читателей»).
Справочно. Применимо ли к животным понятие греха, совершенства и несовершенства?
В отношении животных более уместно говорить не о грехе, а о несовершенстве. «Используемые в Библии еврейские и греческие слова, которые переводятся как "совершенный", часто имеют значение "полный", "зрелый" или "безупречный" с точки зрения норм, установленных кем-то, обладающим авторитетом», в данном случае – Творцом («Сторожевая башня», выпуск от 15.11.10, стр. 22). Соответственно, несовершенство есть отклонение от этих норм, несоответствие им. Это универсальное понятие, применимое практически к любой области (в том числе, например, к физическому устройству любого живого организма), в отличие от греха, который применим в основном к разумным созданиям.
Что касается совершенства, стих Второзаконие 32:4 говорит: «его [т. е. Бога] дела совершенны». Поскольку речь в этом стихе идёт обо всём творении Бога, это относится и к созданным им животным. Комментируя этот стих, один библейский справочник подчёркивает: «Если Тот, чьи дела совершенны, сказал, что его творение "очень хорошо", значит, оно соответствовало его совершенным нормам» («Рассуждение с помощью Писаний», стр. 118). Таким образом, из этого стиха прямо следует, что животные были созданы совершенными.
Хотя Библия не говорит прямо, что сегодня животные несовершенны, нет оснований утверждать, что они так до сих пор и остались совершенными. Весь материальный мир без заботы Бога постепенно деградирует. Механизмы накопления физического несовершенства (в том числе генных мутаций) у животных и людей практически одинаковы. Животные, как и люди, болеют, в том числе имеют и наследственные болезни – а это явное проявление несовершенства. Наконец, отличается от совершенства и поведение многих животных (см., например, Исход 21:29).