ДОПУСТИМ ЛИ ДЛЯ ХРИСТИАН ОРАЛЬНЫЙ ИЛИ АНАЛЬНЫЙ СЕКС В БРАКЕ?
Вопрос читателя:
Я читаю «Сторожевые башни», «Пробудитесь!», они мне нравятся, но есть один вопрос на счёт секса, который мне интересен и о котором в журналах конкретно не сказано. Вопрос об оральном и анальном сексе. В «Сторожевой башне»... не говорится, можно ли это делать в семейной жизни – мужу и жене, если они состоят в законном браке. Что скажешь в этом отношении?
– Молодой человек (имя просил не называть), Армения.Прислано 17–19.03.2011
Ответ автора:
Нужно заметить, что в Библии этот вопрос напрямую не затрагивается. Свидетели Иеговы, тем не менее, давно пытались понять, как смотрит Бог на использование этих видов секса в браке, и анализировали библейские тексты, которые могли иметь хоть какое-то отношение к данному вопросу. Поэтому взгляды на этот вопрос со временем изменялись. Надо признать, что последний раз эта тема рассматривалась достаточно давно, поэтому, чтобы ответить на Ваш вопрос, я могу лишь обратиться к этим очень старым публикациям.
Так, в 1972 году вышла статья, в которой говорилось, что оральный и анальный секс в браке неприемлемы по причине их неестественности. В связи с этим те, кто намеренно продолжал совершать такие действия, могли быть исключены из христианского собрания.
Однако в 1978 году было признано, что библейской аргументации для такого понимания недостаточно, и оно было отменено. Перевод статьи, рассматривавшей этот вопрос, приведён ниже.
«Сторожевая башня» за 15 февраля 1978 года (англ.), стр. 30–32
Вопросы читателей
·Устанавливает ли Библия какие-либо конкретные нормы относительно того, что является моральным или безнравственным, когда речь идёт о сексуальных отношениях между мужем и женой? Является ли обязанностью старейшин собрания пытаться осуществлять среди членов собрания контроль в таких интимных вопросах внутри брака?
Нужно признать, что Библия не устанавливает никаких конкретных правил или ограничений относительно методов, которые муж и жена используют в своих сексуальных отношениях. В ней содержатся краткие описания соответствующих выражений любви, такие как в Притчах 5:15–20 или в различных стихах в Песне песней Соломона (1:13; 2:6; 7:6–8). Они, а также тексты наподобие Иов 31:9, 10, по крайней мере, показывают, что было общепринятым или нормальным в отношении любовной игры и сексуальных отношений, и совпадают с тем, что в основном рассматривается как общепринятое и нормальное сегодня.
Самый важный совет в Священном Писании – это то, что мы должны иметь полную любовь к Богу, а также любовь к нашему ближнему, как к самому себе. Муж должен любить свою жену как своё собственное тело, лелеять её и оказывать ей честь (Матфея 22:37–40; Эфесянам 5:25–31; 1 Петра 3:7). Как утверждал Павел, любовь «не ведёт себя неприлично, не ищет своего, не раздражается» (1 Коринфянам 13:4, 5). Это, конечно, исключает всякое насильственное принуждение своего брачного спутника к необычным сексуальным методам, если тот считает их неприятными или даже противными и извращёнными.
Дальше этих основных руководящих принципов Священное Писание не идёт и, следовательно, мы не можем сделать больше, чем дать совет в согласии с тем, что действительно говорит Библия. Ранее в этом журнале [«Сторожевая башня» – прим. авт.] приводились некоторые комментарии в связи с определёнными необычными сексуальными методами (типа орального секса) в пределах брака, и такие методы были приравнены к грубой сексуальной безнравственности. На этом основании был сделан вывод, что те, кто практиковали такие сексуальные методы и не раскаивались, подлежали исключению из христианского собрания. Считалось, что во власти старейшин было расследовать и применять правовые меры относительно таких методов в супружеских отношениях.
Однако дальнейшее тщательное размышление над этим вопросом убеждает нас, что, ввиду отсутствия ясных библейских предписаний, такие методы являются делами, за которые сама женатая пара должна нести ответственность перед Богом, и что такие интимные дела внутри брака не находятся в пределах власти старейшин собрания, чтобы пытаться как-то контролировать эти дела либо исключать за них из собрания как за единственное основание*. Конечно, если кто-либо решит обратиться к старейшине за советом, он или она может сделать это. Старейшина может обсудить с ним или с ней библейские принципы, действуя как пастырь, но не делая попыток к тому, чтобы в действительности «контролировать» брачную жизнь обратившегося.
*СНОСКА К АБЗАЦУ: Делалась ссылка к утверждениям апостола Павла в Римлянам 1:24–27 в отношении «естественного использования» мужских и женских тел. Является очевидным и, соответственно, было признано, что эти утверждения сделаны в контексте гомосексуализма. Они не содержат никакого прямого упоминания сексуальных методов, практикуемых между мужем и женой. Необходимо также признать, что даже те выражения любви, которые являются полностью нормальными и обычными между мужем и женой, были бы «неестественными» для людей одного пола и безнравственными для людей, не состоящих между собой в браке. Что касается сексуальных методов в пределах брака, то никакого руководства эти апостольские утверждения не дают. Следовательно, они являются косвенными и должны рассматриваться как имеющие только лишь убедительный, но не определяющий характер. То есть, они не могут быть основанием для того, чтобы установить твёрдые и прочные стандарты для суждения. В то же время существует возможность и, может быть, даже вероятность того, что некоторые сексуальные методы, сегодня практикуемые между мужьями и жёнами, первоначально использовались только гомосексуалистами. Если бы это было так, то, конечно, это давало бы таким методам, по крайней мере, сомнительное (непривлекательное) происхождение. Таким образом, данный вопрос – это не то, что может быть легко упущено из внимания добросовестным христианином только лишь потому, что в вышеупомянутых текстах никакое прямое упоминание женатых людей не встречается.
Сказанное не должно восприниматься как попустительство всем различным сексуальным методам, практикуемым людьми, поскольку это ни в коем случае не так. Оно просто выражает ясное осознание ответственности позволить руководить Священному Писанию и воздерживаться от принятия догматической точки зрения там, где доказательства, как кажется, не дают для этого достаточного основания. Сказанное также выражает уверенность в желании служителей Иеговы в целом делать всё как для него и отражать его превосходные качества во всех своих делах. Оно выражает готовность оставить суждение таких интимных дел внутри брака в руках Иеговы Бога и его Сына, которые имеют мудрость и знание всех обстоятельств, необходимых, чтобы вынести правильные решения. Нам хорошо помнить, что «все мы предстанем перед судебным престолом Бога» и что «каждый из нас за себя даст отчёт Богу» (Римлянам 14:7–10, 12). «Все мы предстанем перед судейским местом Христа и каждый получит по заслугам за то, что он делал в теле, смотря по тому, как он поступал, хорошо или плохо» (2 Коринфянам 5:10).
Также хорошо признавать, что когда Павел записал свой совет в Колоссянам 3:5, 6, он обращал его не только к холостым, но также и к женатым людям. Он сказал: «Поэтому умертвите ваши земные члены в отношении блуда, нечистоты, похоти, пагубных желаний и жадности, которая есть идолопоклонство». Далее в 1 Фессалоникийцам 4:3–7 Павел советует, «чтобы каждый из вас знал, как владеть своим сосудом в святости и чести, а не в неуёмной похоти, какая свойственна народам, не знающим Бога... Ведь Бог призвал нас не для потакания нечистоте, а для того, чтобы мы были освящены».
Упоминая «похоть», Павел, конечно, не осуждал нормальное сексуальное желание, которое находит надлежащий выход и выражение в пределах брачного союза. Например, мы имеем нормальный аппетит в отношении пищи и употребления спиртного, и можем должным образом удовлетворять его. Но если потакать своим желаниям, несдержанно питаясь или выпивая, то можно стать обжорой или пьяницей. Таким же образом можно стать настолько озабоченным сексом, что удовлетворение сексуального желания само по себе становится главной, наивысшей целью, а не приложением, зависимым дополнением к выражению любви, к которому побуждает Библия. Если такое случается, то человек доходит до той самой жадности, «которая есть идолопоклонство», а сексуальное желание становится тем, что он обоготворил (Эфесянам 5:3, 5; Филиппийцам 3:19; Колоссянам 3:5).
Что можно сказать о ситуации, когда состоящий в браке человек (возможно, жена) обращается к старейшине собрания с жалобой, что её брачный спутник оскорбляет её принуждением к сексуальным методам, которые она отклоняет как противные и извращённые? Если её брачный спутник желает этот обсуждать вопрос, то старейшина, возможно, в паре с другим старейшиной, может предложить попытаться помочь паре решить их проблему, дав библейский совет.
Понимание, изложенное в этих двух абзацах, устарело (см. ниже)
Что, если женатый человек утверждает, что определённые сексуальные методы брачного спутника настолько грубы, что находятся в рамках греческого термина porneia в том смысле, в каком он употребляется в Матфея 19:9 («блуд», Перевод нового мира)? Как было показано [в других выпусках «Сторожевой башни» – прим. авт.], Священное Писание не предоставляет конкретную информацию, которая позволила бы положительно идентифицировать определённые сексуальные методы в пределах брака как являющиеся – или как не являющиеся – porneia. Можно отметить, что греческий термин происходит от слова, имеющего основное значение «продавать» или «предаваться или отдать себя для». Таким образом, porneia имеет смысл «продажи или предоставления себя для похоти или разврата». Соответствующий глагол (porneuo) включает в свои значения «совращать» (Liddell and Scott’s Greek-English Lexicon). Если женатый человек полагает, что сексуальные методы его брачного спутника, хотя и не связанные с привлечением кого-либо вне брака, всё же имеют настолько грубый характер, что являются явным предаванием разврату или совращением к разврату, то это должно быть его или её собственным решением и ответственностью.
Такой человек может придерживаться мнения, что его обстоятельства дают библейское основание для развода. В таком случае он или она должен нести полную ответственность перед Богом за любое действие, связанное с разводом, которое им могло бы быть предпринято. От старейшин не может ожидаться, что они одобрят развод (согласно Писанию), если они не уверены относительно его оснований. В то же самое время они не уполномочены накладывать свою совесть на совесть других, когда вопрос является сомнительным (Иакова 4:11, 12). Высказав, какой библейский совет они находят подходящим, они могут затем ясно дать понять этому человеку серьёзность данного вопроса и всей ответственности, которая ляжет на него или на неё, если развод будет совершён. Если человек попросту ищет предлог, чтобы разрушить брачные узы, то он может лишь ожидать немилость Бога, поскольку касательно таких вероломных поступков со своим брачным спутником Бог говорит, что он «ненавидит развод» (Малахия 2:16). «Бог будет судить блудников и прелюбодеев», и любой, кто разводится просто по предлогу и затем вступает в повторный брак, не избежит такого осуждения (Евреям 13:4). Старейшины могут быть уверены, что Господь в своё время «выведет на свет скрытое во тьме и откроет намерения сердец» (1 Коринфянам 4:4, 5). Любой, кто сеет обман и предательство, не избежит урожая страдания, поскольку «Бог не тот, над кем можно насмехаться» (Галатам 6:7, 8).
Так же как старейшины собрания предоставляют их братьям и сёстрам право руководствоваться собственной совестью в делах, о которых Священное Писание не говорит определённо, таким же образом и старейшины имеют право руководствоваться их собственной совестью в своих представлениях о тех, кто участвует в сомнительных действиях. Если они искренне чувствуют, что действия члена собрания в этих делах таковы, что они не могли бы добросовестно рекомендовать его или её для любого образцового служения в собрании, то это является их прерогативой (1 Тимофею 1:19; 3:2–12; 5:22).
Как видно из приведённой статьи (из абзацев, помеченных как устаревшие), значение библейского слова «порнейа» (блуд) понималось в то время несколько иначе, чем сейчас. Так, считалось, что грубое сексуальное обращение с супругом могло быть отождествлено с «порнейа» даже внутри законного брака. К этому мог относиться и оральный (анальный) секс, совершаемый в грубой или насильственной форме, который в таком случае приравнивался к развращённым действиям (разврату) и мог служить основанием для развода (с правом последующего вступления в новый брак) и исключения из христианского собрания.
В 1983 году (на русском – в 1984 году) вышла статья, в которой было сделано уточнение значения термина «порнейа». В частности, было указано, что это понятие не может применяться к сексуальным действиям внутри брака. Те же самые действия (оральный или анальный секс в грубой или насильственной форме) больше не считались «порнейа» и уже не могли быть основанием для развода. Тем не менее, они продолжали быть основанием для возможного исключения из собрания – уже как «распутное поведение». Фрагмент статьи, объясняющий изменение значения термина «порнейа» применительно к браку, а также ссылка на статью целиком приведены ниже.
«Сторожевая башня» за 1 декабря 1984 года
Статья «Чти брак как данное Богом устройство!» (стр. 20–23), подзаголовок «Состоящие в браке христиане»
Что можно сказать о сексуальных действиях между супругами в брачной связи? Не надлежит старейшинам выведывать интимную жизнь женатых христиан. Супруги, однако, должны учитывать Библию в своей жизни.
Желающие „поступать по духу“ не должны игнорировать библейские указания на мнения Бога. Также хорошо развивать ненависть ко всему, что нечисто в глазах Иеговы, в том числе и явно извращенные сексуальные практики. Супруги должны поступать образом, каким они могут сохранить чистую совесть, в то время как они уделяют развитию „плода духа“ исключительное внимание (Галатам 5:16, 22, 23; Ефесянам 5:3–5).
Как же, однако, обстоит дело, если один из брачных спутников желает или даже требует от своего супруга или своей супруги участвовать в очевидно развращенном сексуальном действии? Вышеуказанные [ранее в этой же статье – прим. авт.] факты показывают, что под порнейа подразумевается незаконное сексуальное поведение вне устройства брака. Если брачный спутник принуждает к развращенному действию, как оральный или анальный секс, в брачной связи, то это, следовательно, не предоставляло бы библейское основание для развода, который дал бы обоим право вступить в новый брак.* Хотя такая ситуация огорчала бы верующего брачного спутника, но его старание придерживаться библейских принципов будет благословлено Иеговой. В таких случаях может быть полезным, чтобы супруги откровенно обсуждали проблему, помня в особенности, что половые сношения должны быть чем-то благородным, непорочным и выражением нежной любви. Это определенно должно исключить всё, что могло бы огорчать брачного спутника или вредить ему (Ефесянам 5:28–30; 1 Петра 3:1, 7).
*СНОСКА К АБЗАЦУ: Это является дополнением и поправлением понимания по сравнению с тем, что говорилось в Сторожевой Башне от 15 ноября 1974 г., страницы 703–704 (англ.), и от 15 февраля 1978 г., страницы 30–32 (англ.). Не следует критиковать тех, кто поступал согласно познанию, которое он тогда имел. Это также не сказывалось бы на положение лица, которое в прошлом думало, что развращенное половое поведение брачного спутника внутри брака было равным порнейа и которое поэтому развелось и вступило в новый брак.
Как уже было сказано, не является задачей старейшин «контролировать» интимные брачные дела супругов в собрании. Однако когда становится известным, что какой-либо член собрания совершает извращенные половые действия внутри брака или открыто высказывается за них, то такой человек определенно не был бы безупречным и поэтому не был бы пригодным для специальных преимуществ, как служение в качестве старейшины, служебного помощника или пионера. Такой образ действия и защита таких действий могло бы даже повести к исключению из собрания. Почему?
В Галатам 5:19–21 упоминаются многие пороки, которые не включаются в порнейя, но которые делали бы человека негодным для жизни в Царстве Бога. Сюда принадлежат «нечистота» (по-гречески: акатарсиа, что означает грязь, порочность, развратность) и «непотребство [безудержное поведение, НМ(в русском ПНМ это «распутное поведение» – прим. авт.)]» (по-гречески: аселгейа, что означает беспутство, разгул, бесстыдство). Как порнейа, так и такие пороки, когда они становятся грубыми, могут быть причиной для лишения общения собрания христиан, однако не для соответствующего Писанию развода. Лицо, бесстыдно выступающее в пользу шокирующих и отвратительных сексуальных действий, было бы виновным в безудержном поведении или непотребстве. Лицо с такими склонностями могло бы, конечно, опуститься даже до того, что оно совершит порнейа. Тогда имелась бы причина для соответствующего Писанию развода. Как же должны все христиане стараться избегать всех таких „дел плоти“ и бороться против них (Галатам 5:24, 25).
Касательно России и стран бывшего СССР особенность ситуации состоит в том, что статья за 1978 год вообще не была переведена на русский язык (в то время журналы переводились не все). Поэтому те, кому она была недоступна, а таких большинство, складывали своё мнение по данному вопросу только по статье за 1984 год, заключая, что оральный или анальный секс в любой форме следует относить к «развращённым действиям». Однако статья за 1984 год не обсуждает все аспекты вопроса об этих видах секса в браке, а лишь вносит в него поправки, связанные с изменением понимания термина «порнейа». Основополагающей по данному вопросу остаётся статья за 1978 год.
Мысль о том, что только сама женатая пара должна принимать решение в подобных вопросах, руководствуясь совестью супругов и взгядами каждого из них на эти вопросы, косвенно выражается в другой публикации Свидетелей Иеговы:
«Устраивай твою семейную жизнь счастливой» (1989)
Страница 62–63, абзац 19
Библия дает обоим, мужу и жене, совет: «Не уклоняйтесь друг от друга». Слово Бога не разрешает пользоваться половыми сношениями, чтобы наказывать брачного спутника или выражать свое негодование, как например, если жена неделями или даже месяцами отказывает в этом своему мужу. Муж должен оказывать жене «должное благорасположение; подобно и жена мужу» (1 Коринфянам 7:3–5). Это не значит, что от жены можно ожидать, чтобы она мирилась со всяким аномальным актом, который в её глазах морально отвратительный. Муж, любящий и уважающий свою жену, не будет требовать такого от неё. «Любовь... не бесчинствует [не ведет себя непристойно, НМ]» (1 Коринфянам 13:4, 5). Не должно быть необходимым просить третьего лица решать, насколько пристойны или непристойны сношения брачной пары. В 1 Коринфянам 6:9–11 Библия ясно перечисляет действия, запрещённые поклонникам Иеговы Бога: блуд, прелюбодеяние и гомосексуализм. (Сравни Левит 18:1–23.) Современные либералы, практикующие «новую мораль» – на самом деле аморальность – шумно требуют признания некоторых из этих запрещённых половых сношений. С другой стороны, очень консервативные лица охотно прибавили бы ещё некоторые запреты. Библия же выявляет уравновешенную точку зрения. В общем, если все другие супружеские отношения в порядке, если имеются любовь, уважение, хороший обмен мыслями и сочувствие, половые сношения редко являются проблемой.
Поэтому, если Вы искренне ищете ответ на данный вопрос, то я предлагаю Вам внимательно рассмотреть приведённые выше публикации и прийти к самостоятельному заключению.
Следует заметить, что всё вышесказанное относится только к оральному и анальному сексу внутри брака, законного с точки зрения Бога. Вне законного брака такие формы половых сношений, равно как и обычные половые сношения, с точки зрения Библии являются блудом, о котором ясно сказано, что занимающиеся им «не наследуют царства Бога» (1 Коринфянам 6:9–10). Человек, намеренно и без раскаяния совершающий такие действия вне законного брака, не может считаться христианином (1 Коринфянам 5:9–13).
Вам понравилась страница?
Поделитесь ей с Вашими друзьями: